Феминистка родом из Самары. Часть 1

16.04.2023

4863

Автор:

Феминистка родом из Самары. Часть 1

Сегодня мы воспринимаем 8 Марта как праздник весны, день, в который принято поздравлять женщин и благодарить их за труд — домашний и производственный. И мало кто вспоминает историю этого праздника и то, как долго представительницы прекрасного пола боролись за свое равноправие и чего это им стоило. Примером героической судьбы одной из первых русских феминисток может стать жизнь нашей землячки Лидии Кочетковой. 

Брак по переписке

Швейцарская писательница Карин Хаузер опубликовала исследование о русском революционном движении и о взглядах первых феминисток, основываясь на письмах революционерки Лидии Кочетковой. Их сохранил ее муж, швейцарский анархист Фриц Брупбахер. Люди с передовыми на тот момент убеждениями, Лидия и Фриц в начале ХХ века основывали свою жизнь на принципах полной независимости, индивидуальной свободы, равенства полов, превосходства общественных интересов над личными. Еще они были «чайлд-фри» — то есть осознанно выбрали бездетность. Большую часть времени супруги жили в разных странах, но вели бурную переписку. Карин Хаузер удивлял такой формат брака так же, как и искренность русской женщины, ее ум и сила ее чувств. 

Отдельные места из переписки посвящены вопросу женской эмансипации. Здесь Лидия Петровна называет себя «провозвестницей женского пола». Ее возмущает творящаяся в этой сфере общественная несправедливость. В своей жизни, жалуется она мужу, она постоянно сталкивается с дискриминацией женщин во всех ее проявлениях. Она видит путь к эмансипации в возможности получить высшее образование, в принадлежности к революционной политической партии. Через участие в революционном движении она стремится добиться всеобщего равенства и торжества социалистического идеала.

Феминизм Кочетковой в значительной степени базировался на сложившемся у нее негативном образе мужчины как такового. Ее мнение было таким: только женщины двигают мир вперед, и им принадлежит будущее, а мужчины в лучшем случае могут вызывать лишь чувство жалости. Естественно, такие взгляды жены не могли не задевать чувства мужа, и только сильная любовь объединяла этих двух бескомпромиссных людей долгие годы, несмотря на расстояния. 

Феминистка родом из Самары. Часть 1

Самара — Петербург — Цюрих

Прежде чем перейти к описанию столь необычных отношений мужчины и женщины, познакомимся с биографией революционерки. Лидия Петровна родилась в семье самарского мещанина Петра Васильевича Кочеткова в 1872 году. Решающая роль в ее судьбе принадлежала матери, Анастасии Ивановне. Та была женщиной образованной и, по всей видимости, разделявшей народнические взгляды. 

Стараниями матери дочь получила хорошее домашнее образование и сумела окончить педагогические курсы в Петербурге. Затем на Рождественских женских курсах Кочеткова слушала лекции знаменитого педагога и врача Петра Лесгафта, а после выехала на учебу за границу. С 1893-го по 1900-й год, находясь в Швейцарии, она постигала тонкости медицины в университетах Женевы, Цюриха и Берна. 

В 1897 году во время обучения на медицинском факультете цюрихского университета Лидия познакомилась со студентом того же факультета Фрицем Брупбахером. Между молодыми людьми завязался роман, и по настоянию Фрица в конце 1901 года их отношения были скреплены брачными узами. Возможно, таким образом он надеялся как можно прочнее удержать около себя, в Цюрихе, свою любимую. 

Однако у Лидии никогда не было ни помыслов, ни намерений, ни желаний навсегда связывать свою судьбу со Швейцарией. «Русские должны крепко держаться за матушку-землю», — любила повторять она. Тем не менее официально зарегистрированные отношения имели свои преимущества: Кочеткова могла в любое время посещать Швейцарию, приезжать к своему возлюбленному в Цюрих и беспрепятственно пребывать в стране. Как выяснилось впоследствии, большего ей и не требовалось. По мнению Карин Хаузер, с самого начала их духовно-интимная близость, переросшая в страстную любовь, оказалась подвержена влиянию целого комплекса факторов, который, с одной стороны, придал их отношениям нетрадиционный характер, а с другой — во многом определил судьбу их брачного союза. При этом, как показывает переписка, наиболее активная роль в этих необычных и специфических межличностных отношениях принадлежала Лидии Петровне.

Ровно 110 лет назад, со 2 по 12 марта 1913 года массовые женские демонстрации прокатились по Европе. Поборницы равноправия впервые вышли на митинги во Франции и России, массовые демонстрации также прошли в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии, Германии. Однако официально считается, что ежегодному празднованию Международного женского дня положила начало Вторая Международная конференция социалисток, состоявшаяся в Копенгагене в 1910 году. Праздновать этот день предложила Клара Цеткин. И только в 1914 году женщины Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, России, США, Швейцарии и других стран отметили Международный женский день 8 Марта

Фриц Брупбахер родился 30 июня 1874 года в Цюрихе, где и скончался 1 января 1945 года. Это швейцарский врач, либертарный социалист и писатель. В гимназии Фриц приобрел свободолюбивое мировоззрение. С 1893 года изучал медицину в Женеве и Цюрихе. В 1896 году стал президентом цюрихской секции швейцарского академического общества трезвости. Помимо врачебной деятельности Брупбахер посвятил себя пропаганде демократического социализма среди рабочего класса.

Лидия Петровна Кочеткова родилась в 1872 году в Самаре. Скончалась в 1921 году. Русская социал-революционерка, врач. Автор книги «Вымирание мужского пола», посвященной агрессивному феминизму. Оставила внушительные эпистолярные архивы.

Продолжение следует. Фотографии: исторические архивы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации