Денис Хуснияров: Акцент хотелось бы сместить на глубокие человеческие истории

30.03.2023

6140

Автор:

Денис Хуснияров: Акцент хотелось бы сместить на глубокие человеческие истории

В марте художественным руководителем театра юного зрителя «СамАрт» был назначен Денис Хуснияров. Самарской публике он знаком по спектаклю «Карл и Анна» театра «Мастеровые» (Набережные Челны), ставшему обладателем Гран-при фестиваля «Волга театральная» в 2017 году. В прошлом сезоне в рамках лаборатории молодой режиссуры Денис Хуснияров поставил эскиз «Мама, мне оторвало руку», который вошел в репертуар «Эскиз-театра». О своих взглядах на современную драматургию художественный руководитель «СамАрта» рассказал «СГ».

Новое пространство, богатая история

— Художественный руководитель занимается не только постановкой спектаклей, но и несет административные нагрузки. Я не тот человек, который будет устраивать революцию и махать шашкой. Предпочитаю развитие ступенчатое, шаг за шагом. Пока только знакомлюсь с труппой, театром, городом. До конца еще не сформулировал программу и творческие задачи.

Через полтора года у театра будет три сцены: большая на 400 мест, средняя на 250 и малая на 120. До конца этого года мы планируем три премьеры в большом зале: в сентябре, октябре и постановку для детей к Новому году.

Мое знакомство с «СамАртом» состоялось, когда в рамках лаборатории молодой режиссуры я готовил здесь эскиз «Мама, мне оторвало руку». Я увидел открытых артистов с хорошей творческой энергией. Примерно так же было в театре «Мастеровые» в Набережных Челнах — меня пригласили на постановку, и я почувствовал связь с труппой, мы говорили на одном языке. В результате за шесть лет мы сделали восемь спектаклей, объездили множество фестивалей. Есть надежда, что здесь будет нечто подобное. Конечно, в большем масштабе — три сцены, новое пространство, богатая история. В «СамАрте» ставили Адольф Шапиро, Георгий Цхвирава, Александр Кузин, до сих пор здесь работает Анатолий Праудин. Это большие режиссеры, для меня огромная честь прийти в этот театр. 

Денис Хуснияров: Акцент хотелось бы сместить на глубокие человеческие истории

Площадка для экспериментов

Важная составляющая творческой жизни «СамАрта» — «Эскиз-театр»: экспериментальная площадка, где режиссеры показывают свои «лабораторные работы», а после происходит обсуждение со зрителем. Это всегда имеет отклик у целевой аудитории — подростков. Такой формат (он отчасти напоминает открытую репетицию) позволяет общаться с ними на равных. Главное его преимущество в том, что публика подключается к процессу. В привычном формате всегда есть дистанция: спектакль показывают в коробке сцены, тебя к нему не подпускают. А в «Эскиз-театре» зрители сидят среди артистов, практически принимают участие в происходящем.

Эскиз — это зарисовка спектакля. В которой нет сценографии и костюмов, но артисты играют честно и в полную силу, а режиссер разрабатывает концепцию. Мы ведь воспринимаем наброски Александра Иванова к картине «Явление Христа народу» как самостоятельные произведения, в Третьяковской галерее им посвящен целый зал. Никто не относится к ним как к чему-то недоработанному или ущербному. Зрителю интересно видеть не до конца достроенные вещи.

Денис Хуснияров: Акцент хотелось бы сместить на глубокие человеческие истории

Человек, вступающий в жизнь

Тексты западноевропейских авторов мне близки стилистически и эмоционально. Мне очень нравится скандинавская драматургия, я много ее ставил. Но люблю и Толстого, и Чехова. Когда работаю над спектаклем, мне интересен не столько постановочный процесс, сколько исследование человека. Всегда смещаю акценты на личность, судьбу героя. Переживания персонажа, его взаимоотношения в семье — меня привлекает такая драматургия. За этим скрывается очень много тем, которые меня волнуют, а значит, зацепят и зрителя.

Мне не очень интересны большие музыкальные проекты. Хотя не отрицаю, что репертуар должен складываться из самых разных жанров — для этого есть другие режиссеры, которых мы будем приглашать в «СамАрт». Но акцент хотелось бы сместить на глубокие человеческие истории. Целевая аудитория театра юного зрителя — личность, вступающая в жизнь. Для нее особенно важны темы семьи, взросления, становления.

Я всегда в связке с труппой — артисты меня должны куда-то повести, дать почувствовать направление. Тогда идея спектакля родится сама. Я никогда не приезжаю в новый театр с режиссерским портфелем и набором пьес, которые могу поставить. Мне нужно несколько дней, чтобы посмотреть спектакли, увидеть уровень актеров, почувствовать запрос зрительного зала.

Важна и энергия самого города. По Самаре очень приятно гулять, мне нравится здешняя эклектика.

Денис Хуснияров: Акцент хотелось бы сместить на глубокие человеческие истории

Чувствовать время

Сегодня пьесы пишут, как правило, молодые люди. У зрителей старшего поколения этот материал зачастую вызывает неприятие и даже шок. С одной стороны, это приводит к некоторому насилию над аудиторией, но с другой — если делать только то, что хочет публика, не будет развития.

Современная драматургия — неплохой тренинг для артистов. Она помогает понимать и чувствовать время. И это хорошая основа для установления доверительных отношений с юной публикой. 

Вся детская сказочная драматургия — это несколько названий: «Снежная королева», «Золушка», «Волшебник Изумрудного города», «Винни Пух», «Карлсон». Это заезжено и абсолютно неинтересно подросткам в зале. Надо искать новые способы диалога. Есть много современных пьес, неизвестных широкой публике.

Не всегда возрастной зритель принимает творчество нынешних авторов, кто-то начинает возмущаться: «Где вы видели таких подростков? Что вы нам показываете?!». 

Многие современные драматурги — ученики известного режиссера Николая Коляды. Екатеринбургский круг авторов пишет достаточно жесткие тексты, у некоторых зрителей происходит отторжение. Но неприятие театра — это тоже результат. Человек будет думать о том, что именно ему не понравилось и почему.

До нас дошли лучшие образцы прошлого — произведения Шекспира, Пушкина, Островского. А было огромное количество беллетристов и графоманов, чьи творения канули в Лету. То же происходит и сейчас. Встречаются хорошие тексты, которых не очень много. Нужно дать время. Чехова тоже не понимали сто лет назад. Его пьесы проваливались в театре. А сейчас его ставят во всем мире. Кто знает, что будет хотя бы через один век? Может быть, Леша Житковский, Ира Васьковская или Маша Канторович станут классиками.

Денис Хуснияров: Акцент хотелось бы сместить на глубокие человеческие истории

Справка:

Денис Хуснияров родился в 1980 году в Перми. В 2009 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (мастерская Семена Спивака).

Участник и лауреат фестиваля-лаборатории «ON.ТЕАТР» (Санкт-Петербург), лаборатории «Молодая режиссура» «СамАрта». Имеет опыт руководства театрами и внушительный багаж постановок — работал главным режиссером театра «Мастеровые» (Набережные Челны), главным режиссером «Камерной сцены» Театра на Васильевском (Санкт-Петербург).

Спектакли Дениса Хусниярова — лауреаты премий «Золотой софит», «Прорыв» (Санкт-Петербург), «Уроки режиссуры» (Москва), участники и номинанты фестивалей «Золотая Маска», «Волга театральная», Северного театрального фестиваля.

Фотографии: театр «СамАрт»

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации