Портрет октябренка. От редкой открытки — к жизни художника Андрея Волгушева

10.12.2022

17590

Автор:

Портрет октябренка. От редкой открытки — к жизни художника Андрея Волгушева

Темы исторических статей приходят зачастую неожиданно. Увидела на сайте одного из интернет-аукционов раритетную открытку «Октябренок» — репродукцию картины Андрея Волгушева 1929 года. И вспомнила о подобной, хранившейся в альбоме моей бабушки. А затем поинтересовалась судьбой автора. Его планида оказалась весьма необычной. 

Родом из Самарской губернии

Я столкнулась с проблемой: многие искусствоведы пишут, что открытка — единственное, что сохранилось из творческого наследия Волгушева. Остальное погибло вместе с художником в 1942 году в голодном и обстреливаемом фашистами Ленинграде. А ведь его картины и графические листы должны были быть многочисленными. Я нашла в интернете, что фамилия Андрея фигурирует в описаниях многих выставок, проводившихся до войны в городе на Неве. 

И вдруг, перерыв интернет, наталкиваюсь на парочку живописных работ Волгушева — картины «Старая школа» и «Современная школа». Они участвовали в экспозиции «Советское Заполярье в живописи» в 1940 году. Оказывается, их разыскала в мурманском краеведческом музее родственница художника Ольга Волгушева. Она собрала воспоминания людей, знавших Андрея Ивановича, подняла семейные архивы. Ее исследование выложено на краеведческом сайте города Бузулука (Soroka 1736). То есть Волгушев оказался нашим земляком. Ведь вплоть до 1934 года упомянутый выше населенный пункт входил в состав Самарской губернии, а затем Средневолжской области. 

Ольга начала с малого. С отрывочных сведений о том, что в ее семье был какой-то художник. То ли Василий, то ли Андрей. Затеяла поиски. И в справочно-мемориальном сборнике «Страницы памяти 1941-1945. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда» нашла сведения об Андрее Волгушеве. Написано, что он родился в селе Лабазы Бузулукского уезда Самарской губернии. 

Ольге удалось подтвердить этот факт и понять, что речь идет о ее дяде, после знакомства с метрической книгой церкви Архангела Михаила села Лабазы за 1897 год. В ней сказано о «рождении 14 октября близнецов Андрея и Параскевы, родители: запасной рядовой Иван Дмитриев Волгушев и законная его жена Феодосия Петрова, оба православные». 

В архиве Бузулука она обнаружила новые документы: в июле 1914 года выпускник городского училища Волгушев отправился в Пензу — продолжать обучение по художественной части. 

Портрет октябренка. От редкой открытки — к жизни художника Андрея Волгушева
Портрет октябренка. От редкой открытки — к жизни художника Андрея Волгушева

От Туркестана до Петрограда

Волгушев как студент Пензенского художественного училища получил отсрочку от службы в царской армии. Однако бурные события революции и Гражданской войны не дали ему закончить образование. В 1919 году он оказался в Туркестанском крае. Работал преподавателем изобразительного искусства при кокандской семинарии. Там был призван в Красную Армию Туркфронта. С 1920 по 1922 год служил в должности руководителя художественной секции Политотдела 3-й Туркестанской дивизии, а затем инструктором ИЗО и декоратором областного Политпросвета Ферганской области. В ту же пору был членом «Рабиса» (Российский профессиональный союз работников искусств) Сырдарьинской области. 

После демобилизации в 1922 году художника командировали в Петроград, в распоряжение Высших художественных технических мастерских (ВХУТЕМАС) для продолжения образования. Андрей выдержал серьезный конкурс и был зачислен на живописный факультет. 

Студенты жили в самой академии, причем в тяжелых условиях. Стипендия составляла мизерные 9 рублей 75 копеек в месяц, плюс несколько килограммов хлеба и сельди. Однако образование здесь давалось очень хорошее. Кроме художественных дисциплин читали лекции по математике, физике, химии. Вскоре учебное заведение было переименовано в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). 

Портрет октябренка. От редкой открытки — к жизни художника Андрея Волгушева

Первая и последняя выставки

Андрею довелось в этот период учиться у Михаила Матюшина — известного русского художника, музыканта, теоретика искусства, одного из лидеров русского авангарда первой половины XX века. В это же время в институте преподавал Кузьма Петров-Водкин, который постигал азы изобразительного искусства в мастерской самарского живописца Бурова. Их влияние чувствуется в сохранившихся работах Волгушева. 

Он был принят в Ассоциацию художников России, затем стал одним из первых членов организованного в 1932 году Ленинградского отделения Союза художников СССР. На Юбилейной выставке изобразительных искусств 1917-1927 в Ленинграде в 1927 году были представлены 15 работ Волгушева. Последняя экспозиция, в которой участвовал художник, была развернута в охваченном кольцом врага Ленинграде в 1941 году. Андрей Иванович не покинул город, продолжал работать. 

Портрет октябренка. От редкой открытки — к жизни художника Андрея Волгушева

В 1924 году по собственной инициативе Волгушев был переведен на графический факультет ВХУТЕИНа. В 1927-м окончил его по специальности «Книжная графика». Темой дипломной работы стало иллюстрирование книги Александра Неверова «Ташкент — город хлебный». Произведение самарского писателя было выбрано не случайно. Голод 1920-1922 годов сам художник пережил в плодородной Ферганской долине, но его родители, братья и сестры находились в самом эпицентре бедствия, в Самарской губернии. Сестра-близнец Параскева, поехавшая за хлебом из села Лабазы в Ташкент, погибла где-то в пути. 

Фотография открытки из личного архива автора

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации