Виктор Коротаев: Детскую мечту я сумел сделать профессией

30.11.2022

1589

Автор:

Виктор Коротаев: Детскую мечту я сумел сделать профессией

В ходе празднования Дня города глава Самары Елена Лапушкина и председатель Самарской городской думы Алексей Дегтев наградили людей, внесших значительный вклад в развитие губернской столицы. В их числе командир вертолетного звена аэроклуба самарского филиала федерального автономного учреждения Министерства обороны РФ «Центральный спортивный клуб Армии» Виктор Коротаев. 

Вертолет вместо истребителя

— Я родился незадолго до того, как Юрий Гагарин совершил свой легендарный полет, и, как все мальчишки того времени, грезил небом. Но детская мечта стала профессией, что случается не с каждым. Нужно было не только в школе успевать, но и иметь хорошее здоровье. Именно медкомиссия становилась для многих ребят главной преградой. 

В 1981 году я окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Это интересная история. Мне хотелось летать на истребителе, высоко и быстро, а про вертолеты и мысли не было. В военкомате мне сказали, что в Саратове есть одно место и учатся там не четыре года, а три. Я спросил: «Летать-то буду на истребителе?» Ответ был утвердительный. На построении полковник Петр Романовский, участник войны, заместитель начальника летно-методического отдела, спросил: «Какие вопросы, сынки?» Мы дружно поинтересовались, на каких самолетах будем летать. Он ответил: «Самолетов у нас всего два. С них мы будем вас с парашютом бросать. А училище наше вертолетное. Летать будете низко: деревья зеленые, девчонки красивые. Увидите мир, каким его мало кто видит». Многие поначалу расстроились, кто-то даже уехал. А я остался и всем сердцем полюбил вертолеты. 

Учиться было интересно и совсем не страшно. Тем, кто боится высоты или чего-то еще, в небе делать нечего. Если, садясь в кабину, ты думаешь о том, что можешь погибнуть, — это тупик. При этом мы не бесстрашные. С тарзанки я, например, никогда не прыгну: хочется быть здоровым, воспитывать внуков. А вертолет — это такая же машина, как все остальные. Моя уверенность при управлении основана на знаниях, навыках, умении, а вовсе не на смелости. 

Виктор Коротаев: Детскую мечту я сумел сделать профессией

Трижды абсолютный чемпион

Многие ребята, с которыми я учился, выполняли интернациональный долг в разных уголках земного шара: Афганистан, Африка и так далее. Среди них есть даже Герои Советского Союза. Молодых офицеров учили защищать Родину, поэтому все стремились попасть в боевые части. Но ведь кому-то нужно было и курсантов учить. Так я стал летчиком-инструктором на Ми-2. 

Именно на таких машинах проводились соревнования по вертолетному спорту — состязания по филигранной технике пилотирования. Она проверяется всего четырьмя крайне сложными упражнениями. Их нужно выполнить как можно точнее, быстрее. В то время чемпионаты Вооруженных сил по числу участников были масштабнее чемпионатов СССР. Признанными лидерами считались сызранцы, но и в нашем училище была своя, весьма сильная команда. 

В 1984 году я начал заниматься вертолетным спортом. Со временем вошел в состав сборной Приволжского округа, потом в сборную Вооруженных сил. В 1987 году стал мастером спорта международного класса, впервые — абсолютным чемпионом Советского Союза. Это значит, что спортсмен был лучшим во всех видах упражнений. Этот титул я завоевывал три раза, став последним, или, как говорят у нас в авиации, «крайним», победителем чемпионата страны, которой больше нет. 

В 1989 году наш советский экипаж с Николаем Буровым впервые в истории попал на чемпионат мира во Францию — победителем мировых первенств я был дважды. В 1988 году стал капитаном сборной СССР, а теперь возглавляю национальную сборную России, являюсь тренером международного класса. 

Сейчас среди членов сборной как военные, так и гражданские летчики — настоящие энтузиасты, потому что их увлечение в наше непростое время никто не финансирует. Они сами находят средства и на покупку техники, и на поездки. А мы, офицеры запаса, летаем на машинах 1995 года: они тогда были новенькие, только с конвейера. На них мы облетели весь бывший Советский Союз и всю Европу: были в Польше, Австрии, Германии, Франции, Англии, Италии. 

Виктор Коротаев: Детскую мечту я сумел сделать профессией

Есть, чем удивить

В нашем экипаже сегодня три человека. Кроме меня это профессор Сызранского летного училища, преподаватель аэродинамики, полковник, дважды абсолютный чемпион СССР, многократный чемпион мира Виктор Дегтярь и пятикратный чемпион мира полковник Петр Васильев. Это люди, всей душой преданные выбранному спорту, — они летают с 1981 года. 

Я в Самару приехал в 1994 году, после реорганизации полка. Нас перевели, так как в регионе открылся Центральный спортивный клуб Армии (ЦСК ВВС) по инициативе командующего округом генерал-полковника Анатолия Ипатовича Сергеева. 

Клуб, первым руководителем которого стал Виктор Борисович Леонтьев, объединил всех спортсменов Военно-воздушных сил. Вошли в него и два экипажа-представителя вертолетного спорта. Один из них мой. Переучились на Ми-6. Нашей главной целью было создание вертолетной команды в преддверии чемпионата мира в Москве в 1994 году, чтобы показать, что нам есть чем гордиться, что у нас есть высококлассные летчики, способные удивлять. Выступили, как всегда, хорошо. 

Сейчас мы не самостоятельный клуб, а филиал федеральной структуры, но по-прежнему занимаемся любимым делом, по-прежнему работаем и обучаем молодежь. Два раза в год, как положено, прыгаем с парашютом — без этого к полетам не допустят. 

Виктор Коротаев: Детскую мечту я сумел сделать профессией

О будущем

К сожалению, вертолетный спорт — очень дорогое удовольствие. Тонна керосина стоит 65 тысяч рублей — этого хватит примерно на час полета. А чтобы стать летчиком, нужно налетать минимум 40 часов. Поэтому для обычного человека этот путь практически закрыт, хотя, конечно, привлекает многих. Можно сделать это профессией, но поступить в гражданское летное училище очень и очень непросто. В военное училище тоже, но все же проще, хотя одного желания мало: нужны серьезные знания, крепкое здоровье. Зато по итогу открываются большие возможности. Армия, на мой взгляд, вообще идеальный плацдарм для карьерного роста, для развития: практически любой мальчишка может стать моряком, танкистом, летчиком. И, в отличие от гражданского общества, здесь все в равных условиях. Своей главной цели достигнут лучшие, а не те, у кого, образно говоря, папа большой начальник. Очень жаль, что военную профессию выбирает не так много современных мальчишек. 

Виктор Коротаев: Детскую мечту я сумел сделать профессией

В моем лице наградили всех

Награду, полученную в рамках празднования Дня города, я ценю очень высоко. Для этого есть все основания. Не так давно глава Самары Елена Лапушкина побывала на нашей базе. Мне показалось, что она просто влюбилась в клуб, где была впервые. Поэтому и награду эту я воспринимаю не как личную, а как общую, как знак внимания всем энтузиастам вертолетного спорта Самары. Помните, как Валерия Чкалова по прилету в Америку спросили, богат ли он. Он ответил, да, так как за ним стоят 170 миллионов советских граждан, и они работают на него, как и он на них. Вот так и я — не один принимаю награду, а вместе с друзьями-коллегами по аэроклубу нашего самарского филиала ЦСКА. 

Фотографии из личных архивов героя публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации