Как проходит форум документального кино «Соль земли»

24.11.2022

571

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Как проходит форум документального кино «Соль земли»

Показы онлайн и в зрительном зале

21 ноября на сцене ЦРК «Художественный» состоялось торжественное открытие XV международного кинофестиваля «Соль земли». Он продлится до 24 ноября. Профессиональный конкурс документальных фильмов был учрежден в 2008 году Поволжским историко-культурным фондом и проводится при поддержке правительства области, администрации Самары и Клуба почетных граждан. В 2022-м фестиваль проходит особенно торжественно, поскольку после двухлетнего онлайн-режима вернулся в свой обычный формат.

В этом году в конкурсную программу вошли 55 документальных картин, представленных в пяти номинациях: «Здесь и сейчас», «Времена не выбирают», «Русский собор», «Чти отца твоего и матерь твою», «Камо грядеши?..»

Как проходит форум документального кино «Соль земли»

— В этом году в адрес фестиваля пришло более 500 работ. Среди них практически нет плохих. Можно было бы показать их все, но мы ограничены во времени — у нас только пять дней. География очень обширная: Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск, Екатеринбург, Архангельск, Крым, Ростов-на-Дону, Тюмень и многие другие города и регионы. А также Испания, Сербия, Венгрия и Кыргызстан. В программу были отобраны и фильмы самарских авторов. «Волжские ворота» (12+) — футбольная биография, в которую вошли громкие международные победы и досадные поражения, «Домовой» (16+) — о судьбе и жизни заслуженного артиста России Олега Белова, — рассказала президент кинофестиваля Мария Серкова.

В течение фестивальных дней у самарцев есть возможность посетить бесплатные киносеансы в ЦРК «Художественный» и увидеть лучшие образцы современного документального кино. Фильмы форума также можно посмотреть в онлайн-кинотеатре на официальном сайте «Соль земли».

Традиционно важная часть фестиваля — творческие встречи с деятелями культуры и искусств. В этом году с самарскими зрителями пообщались актеры и музыканты Антон Макарский и Василий Уриевский, заслуженный артист РФ Сергей Маховиков, а также кинооператор Сергей Астахов.

Встреча с Антоном Макарским

После торжественной церемонии открытия с поклонниками встретился актер театра и кино, музыкант Антон Макарский. Он рассказал о своем проекте «Мост», объединяющем классическую поэзию и современные песни. Особенно часто в программе вечера звучали стихи его любимого поэта Юрия Левитанского, 100 лет со дня рождения которого исполнилось в этом году.

— В Самаре бывал много раз. Впервые — в 2000 году с мюзиклом «Метро». И влюбился в ваш город напрочь. Тем более что я ваш сосед — родом из Пензы.

Для меня большая ответственность принимать участие в открытии фестиваля. Форум — колоссальный стимул для развития — и духовного, и умственного. Слова «Соль земли» отсылают нас к евангельской истории и стоят рядом с другими — свет мира. Любое творчество бессмысленно, если оно не ведет к свету.

Как проходит форум документального кино «Соль земли»

Когда зрители из зала задают вопросы, это в первую очередь позволяет узнать что-то новое о себе. Пребывание на сцене — экстремальная ситуация. И в ней так или иначе проявляется человек, его истинная личность.

У меня особое отношение к документальному кино — я снимался в нескольких телевизионных проектах на канале «Спас»: «Святыни России», «12». Главная составляющая этого жанра — правда. Максимальное стремление к непостановочности. И за это я очень уважаю режиссеров-документалистов.

Мне часто везло с партнерами. В том числе и в игровом кино. Однажды по сценарию был внуком персонажа в исполнении Пьера Ришара в сериале «Парижане» (12+). К своему стыду, я плохо учился в школе и не знаю иностранных языков, в том числе французского. На съемочной площадке мы общались через переводчика. Меня переполняли чувства — я вырос на фильмах мэтра. Решил похвастать, что не чужд французской культуре и спел ему арию из мюзикла «Нотр-Дам де Пари». Ришар послушал и сказал переводчику: «Парень неплохо поет. А на каком языке?»

Как проходит форум документального кино «Соль земли»

Встреча с Сергеем Маховиковым

Сергей Маховиков сыграл в более чем 60 фильмах. Среди них «Одиссея сыщика Гурова» (16+), «Серебряный бор» (16+), «Громовы» (12+), «Мы из будущего» (16+). А также в спектаклях «Отпетые мошенники», «Распахни окно любви» и многих других. Как режиссер Маховиков снял фильмы «Ловец» (12+), «Слепой» (16+), «Тихая застава» (16+).

— На своих творческих вечерах, вне зависимости от возраста аудитории, я исполняю песни, которые сейчас почему-то редко звучат. И сам старался писать, не то чтобы подражая, но учась у Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Галича. У меня есть идея сделать литературный певческий вечер на стихи Валентина Гафта. Мне всегда казалось, что он большой шутник, а артист, оказывается, еще и большой поэт. Надеюсь, года через два привезу к вам на фестиваль вечер Гафта. И может быть, добавлю туда интересные истории из театральной жизни.

В ближайшее время выйдут два хороших фильма с моим участием. Названия у них пока только рабочие — не могу сказать. В одной картине я играю командира, воспитавшего из солдата офицера, который впоследствии придумал и создал легендарную группу спецназа «Альфа». Другая лента — про московское ополчение.

Как проходит форум документального кино «Соль земли»

Вот водевиля пока нет в моей фильмографии. Все время мечтаю сняться в комедии. Но это мне удается в театре. Там я уже несколько лет играю в комедии «Еврейское счастье».

Один из любимых фильмов, в которых я снимался, «Наркомовский обоз». Картина получилась настоящая, правдивая, дельная. И в то же время наполненная поэзией киноязыка. В ней есть эпизод, где, сидя у костра, после того как мой отряд попал под обстрел, я должен постараться расслабить молоденьких девочек. По сценарию требовалось станцевать тарантеллу. Но этого я не умею, представил себе, как все будет глупо выглядеть. Тогда стал придумывать замену и вспомнил один случай. Как-то я гостил у Сергея Козлова — того самого автора историй про Ежика в тумане, про Львенка и Черепаху и так далее. Засиделись мы с ним вдвоем за полночь. И тут он мне говорит: «А спой какую-нибудь мою песню». Я как-то растерялся и вспомнил только «Мимо белого яблока Луны…». И спел. Он сидит напротив меня — седой, бородатый, красивый. У него скупая мужская слеза катится по щеке. Говорит: «Да, Серега. В твоем исполнении даже детская песня становится военной». Так и родился этот эпизод в фильме «Наркомовский обоз».

Ирина Калягина, врио министра культуры Самарской области:

— Наш регион славен традициями документального кино. Приятно, что в области есть инициативная группа во главе с Марией Серковой, которая их продолжает. Она каждый год приглашает на Самарскую землю удивительных людей, умеющих замечать мгновения. XV фестиваль станет еще одной яркой страницей в культурной жизни губернии.

Татьяна Шестопалова, руководитель городского департамента культуры и молодежной политики администрации Самары:

— Огромная благодарность Клубу почетных граждан в лице Алексея Родионова за ту поддержку фестиваля «Соль земли», которую они оказывают на протяжении всех 15 лет. Спасибо Марии Серковой за ее сподвижничество, за то, что живет с открытой душой. Форум — это огромный труд. Что видно даже по количеству фильмов, присланных за 15 лет в его адрес — более восьми тысяч. Символ «Соли земли» — статуэтка архангела Михаила, который олицетворяет победу добра над злом. Сейчас это очень важно для нас.

Алексей Родионов, почетный гражданин Самарской области:

— За 15 лет фестиваль глубоко закрепился в Поволжье. Более того, стал международным. Очень важно, что фильмы из его программы демонстрируют в школах и училищах. Мы воспитываем подрастающее поколение на картинах, показывающих самые разные стороны жизни. Это работы режиссеров, которые прекрасно знают, в чем корень добра и зла. Фестиваль очень важен для людей, его проведение — наша общая задача.

Мария Серкова, президент кинофестиваля «Соль земли», режиссер-документалист, член Союза кинематографистов РФ, президент Поволжского историко-культурного фонда, руководитель Клуба почетных граждан Самарской области, заслуженный деятель культуры Самарской области:

— В центре внимания документалистов всегда был и остается человек. Его судьба, взгляды, проблемы, мысли и рассуждения. Для конкурсантов по-прежнему актуальны темы экологии, веры, традиционных семейных ценностей. Все больше приходит картин, которые рассказывают об искусственном интеллекте и о внедрении роботов в нашу жизнь.

Мы уже семь лет проводим документальные уроки в образовательных учреждениях. Это встречи с показом фильма и разговором по душам. После все желающие могут написать эссе. Лучшие из них получают призы. От некоторых работ просто мурашки бегут по телу. У меня есть идея рассылать их авторам картин — для них ведь очень важны отзывы зрителей.

Галина Прожико, член жюри, доктор искусствоведения, профессор ВГИКа, заслуженный работник культуры РФ, член Союза кинематографистов РФ:

— Документалисты фиксируют жизнь и создают летопись. Ее можно вести формально — «от съезда к съезду». Но чаще всего наши авторы снимают то, что им дорого, то, что их тревожит. Если смотреть картины подряд, можно понять, какие проблемы остаются актуальными, какие уходят. В последние годы разбор сложности нашего бытия сдает позиции, и на первый план выходят деятельные люди, призвание которых не в оценках жизненной ситуации, а в созидании. В современном документальном кино стало меньше жертв и больше победителей в самом широком смысле слова. Человек может преодолеть самого себя, победить свои пороки. Популярны не призывы «Делать всем!», а примеры того, как кто-то уже делает. Это динамика и фестивального экрана, и развития нашего общества.

Александр Тяпов, член жюри, режиссер документального кино, театральный актер и режиссер:

— Мне очень приятно, что на встрече с самарскими студентами было так много интересных вопросов. Ребята живо интересовались, как делается документальное кино: «А если герой закрыт? А если слишком открыт?» Я объяснял им, что тот, о ком снимается фильм, не должен вас вести. Героя надо ставить в такие ситуации, чтобы он был настоящим. Вы же видите, что когда камера не работает, человек другой. Надо добиться, чтобы он оставался таким же. Не ожидал подобного интереса. Большая удача, что в Самаре есть фестиваль документального кино, где можно увидеть фильмы, которые не покажут по телевидению.

Специальные показы

В Камерном зале ЦРК «Художественный» прошла ретроспектива фильмов известного самарского режиссера, заслуженного деятеля искусств России, много лет работавшего на Куйбышевской студии кинохроники, Михаила Серкова.

Также на фестивале отметили 90-летие Андрея Тарковского. Зрители увидели его картины «Иваново детство» (12+), «Сталкер» (12+) и «Солярис» (12+).

В среду была представлена ретроспектива кинолент Андрея Кончаловского, приуроченная к 85-летию режиссера. В нее вошли документальный фильм «Человек неунывающий» (12+) и два игровых — «Дорогие товарищи!» (12+) и «Романс о влюбленных» (12+).

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Читайте также:

Новости

Благоустройство парка «Молодежный» в Самаре признали одним из лучших в России

Минстрой России утвердил федеральный реестр лучших практик благоустройства 2023 года, сообщила глава Самары Елена Лапушкина в своем телеграм-канале. В него […]

Новости

В Самарской области из-за паводка остаются затопленными 206 жилых домов и четыре моста

ГУ МЧС России по Самарской области опубликовало оперативную информацию по ситуации с паводком в регионе. Согласно сводке, остаются подтопленными 1 […]

Новости

В Куйбышевском районе Самары прошла тренировка при ЧС во время паводка

В четверг, 18 апреля, готовность сил и средств к приходу большой воды проверили в Куйбышевском районе. На командно-штабной тренировке отработали […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации