По улицам запасной столицы

04.11.2022

Loading

Автор: Мария Щербакова

Фотограф: Владимир Пермяков

По улицам запасной столицы

В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации в Куйбышев государственных ведомств и иностранных посольств. Так на время наш город стал запасной столицей страны. Под размещение дипломатов и сотрудников учреждений были отданы лучшие здания. Многие из них и сегодня можно увидеть на улицах исторического центра. Накануне Парада Памяти, который пройдет в Самаре 7 ноября, предлагаем читателям совершить прогулку по запасной столице.

Самый масштабный парад

Первая точка — площадь Куйбышева. Именно здесь в ноябре 1941 года состоялся легендарный парад, который имел колоссальное значение. Это было время, когда враг рвался к столице, под Москвой шли кровопролитные бои. Власти многих стран считали, что судьба СССР предрешена. Советскому командованию важно было показать — и защитникам родины, и труженикам тыла, и врагам, и союзникам — не только единство партии и народа, но и готовность нашего государства выстоять в войне. 

Парады прошли сразу в пяти городах — Москве, Воронеже, Куйбышеве, Алма-Ате и Харькове. Наш стал самым масштабным. У стен ДК Куйбышева — современного театра оперы и балета — была установлена трибуна. С нее за военным шествием наблюдали первые лица страны: Михаил Калинин, Климент Ворошилов, Андрей Вышинский и другие. Рядом разместили представителей иностранных держав — атташе могли воочию убедиться, что СССР готов дать отпор врагу.

Радиодом с Кремлевской столовой

Выходим с площади на улицу Красноармейскую. Тут, под номером 17, еще один знаковый объект — Радиодом. Именно здесь создавались передачи, которые в годы войны транслировались не только по всему Советскому Союзу, но и за рубеж. Говорили, что среди эвакуированных дикторов, работавших здесь, был и сам Юрий Левитан, но эта информация не нашла подтверждения. 

В том же здании располагался филиал Кремлевской столовой. Интересный факт: несмотря на свой статус, многие советские дипломаты жили буквально впроголодь, скромного пайка катастрофически не хватало. Заместитель Наркома иностранных дел Андрей Вышинский писал: «Наркомат иностранных дел в г. Куйбышеве испытывает затруднения в обеспечении сотрудников завтраками и ужинами. В течение всего периода пребывания в Куйбышеве Наркомата нам никаких фондов продуктов для этой цели не выделялось, в результате чего сотрудники получают один только обед. Основная масса работников Наркомата живет в общежитиях и в связи с этим не имеет возможности организовать себе какое-либо дополнительное к обеду питание». В своем обращении Вышинский просит заместителя председателя Совнаркома Анастаса Микояна выделить «фонды на продукты».

Посольства и наркоматы

Спускаемся чуть ниже и видим всем знакомое здание — особняк Курлиной на пересечении с улицей Фрунзе. В годы войны изысканные интерьеры дома занимала Шведская миссия. 

Продолжаем путь и выходим на улицу Куйбышева. Под №145 — знаменитый Дом промышленности. Во время войны тут были размещены правительственные организации и их сотрудники с семьями. В частности, шестой и седьмой этажи занимала группа наркомата авиапромышленности. 

По соседству, на Куйбышева, 137, — особняк Клодта. Сейчас в этом пряничном домике находится детская картинная галерея. А в начале 40-х здесь размещалось Афганское посольство. 

Движемся к улице Льва Толстого. В доме на Куйбышева, 133, где в наши дни находится техникум связи, располагались Наркомат торговли и Наркомат внешней торговли. Также есть сведения, что тут было открыто общежитие для эвакуированных сотрудников на 800 мест.

Чуть дальше, на Куйбышева, 110, привлекает внимание шикарное отреставрированное здание. Три этажа из камня — дореволюционной постройки, по оригинальному проекту. С точки зрения истории запасной столицы оно интересно тем, что в годы войны его занимали английское посольство и миссия Австралии.

От «Жигулей» к Пионерской

Продолжаем прогулку в сторону площади Революции. Куйбышева, 111, гостиница «Жигули». В годы войны она носила название «Гранд-отель». Среди прочих здесь проживали корреспонденты иностранных изданий. Ресторан на первом этаже стал для них местом постоянных встреч и дискуссий. Один их таких вечеров закончился дракой — американские и японские журналисты устроили схватку, когда стало известно об атаке на Перл-Харбор.   

Следующий интересный объект — Куйбышева, 99. Здесь располагался Губторг — магазин для иностранных дипломатов.

Если есть желание, можно пройти по Куйбышева дальше, до улицы Пионерской, чтобы увидеть еще одно историческое здание. Это дом, где жила в эвакуации семья Иосифа Сталина. Близким вождя выделили 30 комнат в здании на Пионерской, 22. 

В книге «20 писем к другу» дочь Сталина Светлана Аллилуева вспоминала: «Затем, опять же неожиданно, нас собрали и отправили в Куйбышев. В Куйбышеве нам всем отвели особнячок на Пионерской улице с двориком. Здесь был какой-то музей. Дом был наспех отремонтирован, пахло краской, а в коридорах — мышами… Ехала с нами и первая жена Василия — молоденькая беременная Галя, и в октябре 1941 года она родила в Куйбышеве сына Сашу».
Здание напротив, на Пионерской, 19, занимали, видимо, обслуживающий персонал и охрана.

Конечно, это далеко не полный список значимых объектов запасной столицы. Здания, в которых располагались иностранные посольства, можно встретить на Фрунзе, Чапаевской и других улицах. Отдельная история — бункеры, по двум из них сегодня проводят экскурсии. Так, при желании вы можете продолжить открывать для себя историю запасной столицы.

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации