Благодарность от товарища Ворошилова

23.10.2022

Loading

Автор:

Благодарность от товарища Ворошилова

7 ноября 1941 года в Куйбышеве состоялся военный парад. Он, как и воронежский, был дублером столичного, поскольку Москва находилась в осадном положении.

Многие историки считают: наш, куйбышевский, парад стал самым впечатляющим. И потому, что в то время в запасной столице находилась большая часть правительства СССР, и потому, что на Волгу были эвакуированы иностранные посольства и военпреды. Парад должен был доказать: наша страна готова к отпору врагу. Сохранилась видеозапись военного шествия, но до сих пор неизвестны некоторые подробности его проведения. Они всплывают со временем и в основном связаны с историями людей, которые участвовали в параде или были его свидетелями. Расскажем о них. 

Дивизия с Дальнего Востока

Интересно проследить судьбу героического командира 239-й стрелковой дивизии Гайка Мартиросяна. Окончив академию РККА имени Фрунзе, он был отправлен на Дальний Восток. А в марте 1941-го стал командиром 239-й моторизованной дивизии 30-го механизированного корпуса 1-й Краснознаменной армии, расквартированной в поселке Барабаш, в районе Никольск-Уссурийска. 

17 октября 1941 года прибывший на Дальний Восток генерал Георгий Шелахов вручил Мартиросяну приказ о переброске подразделения на Западный фронт. В следующие пять ночей части дивизии в соответствии с заранее разработанным планом погрузились в эшелоны на станции Хороль Приморского края и убыли по месту назначения.

«Бить врага на его территории!» 

Однако по дороге на фронт он получил новый приказ. В начале ноября дивизия разгрузилась в Куйбышеве, где в полном составе приняла участие в параде в честь 24-й годовщины революции. После военного шествия председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин и маршал Советского Союза Климент Ворошилов прибыли на митинг с личным составом подразделения. По воспоминаниям еще одного участника Куйбышевского парада, бывшего начальника политотдела 239-й стрелковой дивизии Скурлатова, на этом собрании выступал и полковник Мартиросян. Свою речь он закончил словами: «Будем бить врага на его территории». 

Скурлатов сообщает: «Михаил Иванович Калинин на заключительные слова выступления полковника товарища Мартиросяна сразу же сделал замечание и сказал, что враг рвется к Москве и к Ленинграду, захватил часть территории нашей страны, поэтому нам прежде всего надо громить его на нашей земле, а потом уже бить врага на его территории. Говоря эти слова, Михаил Иванович с хитринкой улыбнулся и тронул рукав шинели К.Е. Ворошилова, которому принадлежали эти широко известные в то время слова. Разгоряченный выступлением командир дивизии Мартиросян Г.О. воскликнул: «Мы все равно будем бить врага на его территории!» 

Из эшелона — в бой

И Мартиросян доказал свои слова делом. С 15 по 19 ноября 1941 года возглавляемое им подразделение выгрузилось на станции Узловая под Тулой для совместного контрудара с 3-й и 50-й армиями на Богородицк. Но 18 ноября, после перехода немцев в наступление, наши солдаты стали вести здесь встречные бои с четырьмя фашистскими дивизиями — 112-й и 167-й пехотными, 4-й танковой и 29-й моторизованной пехотной. 22-25 ноября полковник Мартиросян руководил обороной Сталиногорска-1 (ныне центр Новомосковска). Во время контрнаступления под Москвой участвовал в освобождении Плавска, Козельска, а также в блокировании города Сухиничи. 8 января дивизия освободила Серпейск. 26 января за исключительно умелое руководство боевыми действиями полковник Мартиросян был представлен к ордену Красного Знамени. Награду он получил 30 апреля. 

И снова на фронт

В боях за Ржев осенью 1942 года Мартиросян был сильно контужен. После этого он проходил лечение в госпитале в Москве. С конца декабря по июнь 1943 года обучался в Высшей военной академии РККА имени Ворошилова. Затем преподавал — был начальником кафедры пехоты академии имени Фрунзе. Педагогическая работа ему нравилась, боевой командир был в ней успешен. 1 сентября 1943 года Мартиросяну присвоили звание генерал-майора. В марте 1944-го он становится в академии начальником курса. Но постоянно подает рапорты о переводе в действующую армию. 

В конце концов просьбу Мартиросяна удовлетворили. С ноября 1944-го он исполнял должность заместителя командующего 43-й армией в составе 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов. Одновременно с 16 января по 26 февраля 1945 года являлся командиром 90-го стрелкового корпуса, который принимал участие в Инстербургско-Кенигсбергской наступательной операции, а затем в обороне побережья залива Куршес-Хафф. Войну закончил в Гдыне. 

На станции Узловая, где выгружались и сразу же вступали в бой воины 239-й стрелковой дивизии, недавно был установлен памятник Гайку Мартиросяну. 

За предоставленную информацию «СГ» благодарит поисковый отряд «Д.О.Н.» тульского областного молодежного поискового центра «Искатель». 

Окончание следует. Фотографии: исторические архивы

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации