Куйбышев, ноябрь 1941-го

16.10.2022

17009

Автор:

Куйбышев, ноябрь 1941-го

7 ноября 1941 года. Фашисты стоят под Москвой. На подступах к городу — ожесточенные бои. В самой столице принято решение об эвакуации. Вывезены в тыл заводы, многие государственные ведомства, посольства. Наши войска терпят тяжелые потери. И в такой ситуации, когда многим иностранным дипломатам кажется, что ресурсы страны уже на исходе, в Москве, Воронеже и Куйбышеве проходят парады. Если русские могут себе это позволить, значит, у них действительно есть резервы — так понимают данный шаг многие военные атташе. Далеко не все из них знали, что прямо с парада солдаты и офицеры уходят на фронт, в самую гущу кровопролитных сражений. Уходят, чтобы победить.

Когда враг под Москвой

Гитлер планировал войну в СССР как блиц-криг. И действительно, за короткое время фашистам удалось захватить значительную часть территорий. Пал Киев, пал Минск. Немцы стремительно продвигаются к Москве. В ставке Верховного Главнокомандующего понимают: нельзя исключать тот вариант, что город будет взят. И принимают, пожалуй, единственно верное в той ситуации решение об эвакуации столицы в Куйбышев. Соответствующее постановление было подписано 15 октября. 

На Волгу отправляют многие государственные ведомства, иностранные миссии. Эвакуируют сюда и деятелей культуры, например труппу Большого театра. Лучшие здания областного центра, которые сегодня признаны памятниками архитектуры, отдают под размещение приезжих. Роскошные купеческие особняки занимают иностранные дипмиссии. Вопреки всему из Куйбышева на весь мир звучат новости, здесь принимаются важные политические и экономические решения, создаются произведения искусства. 

Также к нам были эвакуированы крупные промышленные предприятия из разных городов страны. Несмотря на тяжелейшие условия, куйбышевцам удалось в кратчайшие сроки наладить бесперебойную работу производств и обеспечить нужды армии. 

Куйбышев, ноябрь 1941-го

С площади — на фронт

В то же время положение на фронте оставалось тяжелым. Фашисты были на подступах к Москве. Союзники полагали, что до падения города остаются считанные дни. Ситуация осложнялась тем, что вполне вероятным считалось вступление в войну Японии и Турции. Это вынуждало СССР держать на границах с ними значительную часть войск. 

И вот в таких условиях руководство страны принимает решение о проведении военных парадов в Москве, Воронеже и Куйбышеве. При этом военное шествие в нашем городе являлось дублером столичного. В случае налета немецкой авиации на Красную площадь в радиоэфир должна была пойти прямая трансляция из Куйбышева. 

На тот момент Приволжский военный округ не имел собственных боевых частей. У нас находились лишь запасные подразделения, которые занимались подготовкой пополнения для фронта. Поэтому для участия в параде были привлечены стрелковые дивизии, перебрасывавшиеся по железной дороге на фронт с востока страны. 30 октября их выгрузили в Куйбышеве. Неделю они занимались подготовкой к параду. Репетиции проходили на улицах и площадях, на стадионах и ипподроме. Накануне военным выдали новое обмундирование. 

7 ноября было морозным. Очевидцы вспоминали, что температура доходила до -20 градусов. Командовал парадом генерал-лейтенант Максим Пуркаев. Принимал парад маршал Советского Союза Климент Ворошилов. После отдачи рапорта военачальники объехали подразделения и поздравили их с праздником. Ворошилов произнес речь с трибуны. Затем прозвучал салют из 40 артиллерийских залпов. Вслед за этим по команде Пуркаева начался торжественный марш. По площади проходила вооруженная пехота, проезжала бронетехника и танки, шли моряки и женские подразделения. С центральной трибуны за парадом наблюдали председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин, первый заместитель председателя Совнаркома Николай Вознесенский и другие партийные деятели. Справа от них располагались иностранные дипломаты. 

Куйбышев, ноябрь 1941-го

Самолеты над головами 

Кульминацией парада стала его воздушная часть. Из-за погоды самолеты не могли выполнить пилотажные фигуры. Однако они все равно произвели огромный эффект. Крылатые машины пролетели над площадью в несколько эшелонов. По воспоминаниям командира 1-й запасной авиабригады Алексея Подольского, пятерки Ил-2 держали высоту всего 100-300 метров при разрешенном минимуме 500. Ворошилов оказался доволен произведенным впечатлением. Иностранным дипломатам, наблюдавшим действо с земли, было практически невозможно определить общее число самолетов. Долгое время считалось, что их было 600-700. Но согласно недавно рассекреченным документам Минобороны — в разы меньше. 

Таким образом военный парад сыграл огромную политическую роль. В тот знаменательный день запасная столица продемонстрировала всему миру мощь Красной Армии. Дипломаты получили возможность воочию убедиться: страна не сломлена и имеет достаточные резервы. «Немцы под Москвой, а они парады проводят», — примерно так могли рассуждать военные атташе. Для союзников это был знак, что СССР не стоит списывать со счетов. Стране имеет смысл оказывать поддержку, и тогда она сможет дать еще более решительный отпор немцам. Для Турции и Японии парад стал своего рода предостережением — не нужно недооценивать наши вооруженные силы. 

В память о тех событиях ежегодно 7 ноября в Самаре проходят военные парады. Традиция была заложена 11 лет назад. Этот год не станет исключением: 7 ноября на площади Куйбышева вновь состоится Парад памяти. 

Куйбышев, ноябрь 1941-го

Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны, участника парада 1941 года Сергея Ковалева: 

«Летом 1941 года я поступил в военно-медицинскую академию. О том, что мы будет принимать участие в параде, нам сообщили за месяц… Однажды на нашей репетиции присутствовал кто-то из иностранных послов. Он заметил, что у одного из слушателей академии стоптанные каблуки на сапогах. И на следующий день каблуки сразу заменили. Утром 7 ноября нас выстроили у общежития. Начальник курса Савельев обратился к нам: «Братцы, поддержите знамя нашей академии, не уроните его честь!» А потом посоветовал одеться потеплее — в тот день было очень холодно, мороз -20, дул сильный ветер. По площади мы шли последними. Первыми маршировали боевые воинские части. За парадом с трибуны наблюдали члены правительства, представители иностранных держав. В воздухе гудели самолеты. От всего этого захватывало дух…». 

Из письма читательницы «СГ» Марии Левкиной: 

«И вот город стал готовиться к ноябрьскому военному параду, к демонстрации. Я тогда училась в пятом классе школы №13 Фрунзенского района (ныне Самарского). В классах было больше 40 ребят, учились мы в третью смену. К демонстрации мы тоже готовились… Делали флажки из красной материи, прикрепляли их к палкам. Старшие ребята готовили плакаты, транспаранты, обновляли портреты членов правительства. День 7 ноября был холодным и ветреным. Шел снежок. Нас построили в колонны, и вместе с тружениками района мы медленно двинулись к площади. Долго стояли у улицы Красноармейской. Учителя заставляли нас прыгать, толкать друг друга, чтобы мы не замерзли. Очень долго шел военный парад. Затем началась демонстрация. По площади вдоль трибуны шли колоннами в два ряда, несли флаги, транспаранты, портреты членов правительства. Нас громко приветствовали. Мы восторженно отвечали, махали флажками и были переполнены радостью, что участвовали в таком большом мероприятии». 

Куйбышев, ноябрь 1941-го

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

История

История издания в цифрах и фактах. «Самарская газета» отмечает юбилей

Печатный долгожитель работает для читателей уже 140 лет

История

Ленинград выстоял. И победил

Сегодня исполняется 80 лет со дня полного освобождения города на Неве

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации