Артем Тер-Оганнисян: Искусство не в технике, а в чувствах, которые ты хочешь показать

14.09.2022

5007

Автор:

Артем Тер-Оганнисян: Искусство не в технике, а в чувствах, которые ты хочешь показать

Может ли обычный музыкальный инструмент зацепить до самых глубин души? Лауреат I степени международного конкурса Артем Тер-Оганнисян не просто уверен в этом, но и доказывает на деле.

Музыкальная семья

Музыкой я занимаюсь уже почти 30 лет. Впервые сыграл, когда мне было восемь. Помню, отец позвал меня и сказал: «Есть такой инструмент, похожий на дудку, хочешь научиться?» И я решил попробовать. Тогда он дал мне шви — это армянская свистковая флейта. По постановке пальцев она похожа на дудук, но губы работают иначе и легче нагрузка на легкие. Помог мне освоить азы, хотя не владел этим инструментом профессионально, был любителем. Так начался мой музыкальный путь.

Семейные традиции к этому располагали. Прадед и все его братья были первыми музыкантами в нашей области. Дедушка был дудукистом и заслуженным артистом Армении. Бабушка очень хорошо пела. Она нигде не училась этому, но передала мне много знаний. Отец хорошо играет на ударных инструментах, но сейчас уже не занимается, ушел в бизнес. Мама имеет музыкальное образование — она пианистка.

При этом в детстве я хотел стать врачом. Когда взрослые меня спрашивали о будущем, я не задумываясь давал ответ. Но с того дня, когда отец показал мне шви, мы с семьей решили, что я буду музыкантом. И чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что выбор был верный и играть я люблю больше всего.

У меня двое детей. Дочь тоже очень музыкальная. Поет, выступает и уже имеет много грамот. Раньше еще занималась танцами. Она прямо настоящая артистка. А вот сын от всего этого далек.

Разные дудукисты

Дудук представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями и двойной тростью. Он изготавливается из абрикосовой ветки. Так звук чище и мягче. Еще вставляется камыш (язычок). Он делается из одноименного растения и является самой капризной и ответственной частью.

Чтобы владеть инструментом как любитель, достаточно нескольких лет обучения. Для профессионального исполнения нужно больше. Я раньше думал, что хорошо играю, а с возрастом понимаю, что многого не чувствовал. Чем больше ты получаешь от жизни, тем больше отдаешь в музыку. Чем больше ты играешь, тем лучше понимаешь, что нужно еще.

На самом деле это относится ко всем инструментам, но у этого есть свой характер. Я не встречал одинаковых дудукистов. Вот сколько их есть — и все разные. И я тоже отличаюсь от них. У меня свой стиль, тембр и триоли. И это не связано с инструментом. Уникальность исполнения строится на том, кого ты слушаешь. Я считаю, что это одна из самых важных вещей. Чем больше ты учишься у какого-то конкретного музыканта, тем больше твоя игра похожа на его. Это я понял от деда. Его музыка всегда была другой для меня. В моем понимании он всегда будет лучшим. Еще мне нравится Ваче Овсепян — он дудукист, народный артист СССР и хороший композитор.

Творческий путь

У меня есть музыкальное образование. Сначала я окончил школу по классу фортепиано, затем кларнета. А вот на дудуке учился играть самостоятельно.

Есть особенность: я обожаю классическую музыку, но не люблю ноты. Играть по ним мне не особо нравилось, хотя, конечно же, приходилось. Всегда легче получалось работать на слух.

После школы я поступил в училище, а потом в педагогический институт на музыкальный факультет. Это было еще в Армении. Даже преподавал там один год. Потом в 2012 году переехал в Самару. Тоже пробовал себя в качестве педагога, но потом забросил из-за нехватки времени.

Сейчас я в основном выступаю в группе «Дудук и Голос». Мы выступали в Ульяновске, несколько раз в Казани, Тольятти и еще много где. Нас очень тепло встречают повсюду. Людей всегда битком. Я люблю всех слушателей, но для русской публики мне особенно нравится играть. Здесь уважают, ценят и умеют слушать дудук. Ты просто смотришь на лица людей, и тебе самому становится приятно.

Армянская музыка

Как и любая народная, армянская музыка имеет свои особенности. В ней больше минора. Раньше всегда говорили, что она смешана с турецкой. Думаю, в отделении заслуга нашего великого композитора Согомона Согомоняна. Он показал нашу самобытность. Это и ритм, и характеристика.

Из всех инструментов, которые я освоил, дудук был самым сложным. Очень часто слышу, как грубо на нем играют. С ним нужно обращаться нежно, чувствительно и с эмоциями. Это очень важно, особенно для новичков. Еще советую им больше слушать и учиться у лучших музыкантов. Ты можешь быть очень талантливым и показывать хорошую технику на инструменте, но искусство заключается в чувствах, которые ты можешь продемонстрировать. Когда ты только начинаешь играть и слушаешь не тех, кого надо бы, все идет не так. Потом исправить это очень тяжело. И чем позднее за это взяться, тем хуже. Грустно, когда ты видишь по-настоящему талантливого музыканта, который играет слишком грубо. А прелесть как раз в тех мелких нюансах, которые ты проигрываешь. Вот представьте картину, на которой изображен пейзаж. Вы подходите ближе, рассматриваете каждую деталь по очереди, и тогда композиция становится для вас более привлекательной и интересной. Я верю, что если на дудуке играть нежно и чувственно, то можно тронуть любого человека. Достать до самых глубин его души, даже если он вообще не разбирается в музыке.

Помимо армянской музыки мне очень нравятся русские народные песни. Вообще люблю традиционную музыку всех народов.

Новые цели

Я хочу научиться играть на пку. Это деревянный духовой музыкальный инструмент. Он похож на дудук, но вместо камыша в нем мундштук — как для кларнета, но поменьше размером. На нем тоже сложно играть и нужно привыкнуть, но я очень хочу попробовать.

Также есть мечта собрать свою команду, где будут играть на дудуке, кларнете и зурне. Хочу создавать красивые и уникальные произведения и гастролировать по России. Например, взять традиционную армянскую мелодию, обработать ее как-то и привнести что-то свое: сочинить какие-нибудь новые партии или добавить фразы.

Фотография предоставлена героем публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации