Мы не волшебники, мы только учимся

23.05.2013

41

Автор:

Мы не волшебники, мы только учимся

В нашем городе прошел фестиваль спектаклей малых форм «Театромагия»

Любители искусства часто сетуют на то, что в Самаре не очень много театров. Вы будете удивлены, если узнаете, что их у нас несколько десятков(!) только в одном здании. Мы сейчас говорим о Самарской государственной академии культуры и искусств, на базе которой успешно работают студенческие труппы. В этом году руководству академии удалось добиться проведения Международного молодежного фестиваля спектаклей малых форм. Можно и свои коллективы показать, и опыт приезжих перенять. Назвали форум «Театромагия». И вот что из этого вышло…

Мы не волшебники, мы только учимся
ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ К НАМ
В фестивале помимо местных студенческих и профессиональных театров приняли участие артисты из Новокуйбышевска, Тольятти, Отрадного, Саратова, Борисоглебска и Орска. За три дня, с 13 по 15 мая, было представлено 22 спектакля, четыре мастер-класса, две презентации. Детские спектакли «Театромагии» посмотрели дети из реабилитационного центра.
Жюри, состоящее из профессионалов сцены из разных городов, возглавил актер Большого драматического театра им. Товстоногова (г. Санкт-Петербург) Василий Реутов. Он, кстати, выступал на фестивале не только в качестве эксперта, но и как исполнитель главной роли в спектакле экспериментальной лаборатории «ON-театр» «Записки провинциального врача».

И БРЕВНО ВДРУГ НАЧИНАЕТ… ДЫШАТЬ

Молодой петербургский режиссер Андрей Корионов сделал из документальных записок Елены Исаевой, наполненных цинизмом и черным врачебным юмором, живой и ироничный спектакль «Записки провинциального врача». Корионов получил такую возможность благодаря победе в конкурсе на лучший эскиз спектакля, который «Лаборатория ON.ТЕАТР» проводит ежегодно.

Как рассказал нам Василий Реутов, все было сделано за восемь репетиций. «Я не считаю, что нужно много времени для хорошей постановки, — добавил он. — Главное, чтобы актеры были внутренне готовы…».
Можно уверенно сказать, что к работе над пьесой Елены Исаевой готовы были и актеры, и режиссер. Хотя начало и не предвещало ничего особенного. Зрителей пытаются убедить в том, что происходящее на сцене не спектакль, а только подготовка к нему. Стандартное «Извините, технические неполадки». А потом рабочего сцены якобы поражает током и начинается паника с криками: «Врача!», «Вызовите «скорую!», «Что вы сидите?». Подобные интерактивные обманки в современном театре используют довольно часто, но естественными, увы, они почти никогда не получаются.

То, что последовало дальше, тоже поначалу выглядело натужно. И внезапно ворвавшаяся поп-музыка 80-90-х, и деревянное бревно вместо пациента, и самые настоящие столярные инструменты. Но каким-то удивительным образом минут через двадцать музыка тесно сплетается со сценическим образом, а бревно начинает дышать, истекать кровью и умирать, совсем как живой человек. Перестает смущать и тон, которым главный герой рассказывает о мучительных буднях в провинциальной больнице. На полупустой сцене с минимумом декораций три актера разворачивают перед намиисторию жизни сначала одного человека, а потом и всего медицинского братства, за которой потом, ближе к концу спектакля, видится пронзительная действительность целой страны.

В «Записках провинциального врача» тот же воздух, которым дышат герои «медицинских» рассказов Чехова и Булгакова, а значит, есть в них и та самая правда. За правдой материала и правдой актерской игры зритель не устает следить на протяжении всего действия. Отдельного внимания заслуживает финальная сцена, когда нетрезвого главного героя хлопцы в милицейской форме метафорично избивают под разухабистую Верку Сердючку. Этот финал, никого не оставивший равнодушным, как бы останавливает зрителя у последней черты, за которой уже идет не трагикомическое восприятие происходящего, а только трагическое.

Примечательно, что компанию петербургским артистам на сцене составил молодой актер театра «СамАрт» Роман Сидоренко, который ввелся в спектакль в рекордно короткий срок — всего за одну (!) ночную репетицию. Но это обстоятельство никак не отразилось на качестве постановки — перед нами, бесспорно, был цельный актерский ансамбль.
то холодная, то теплая «зима»

Молодежный театр из Тольятти «Дилижанс», собравший почти все главные награды «Самарской театральной музы-2012», привез на фестиваль спектакль Дмитрия Марфина по пьесе Евгения Гришковца «Зима». Как принято у этого автора, начинается представление с общения со зрителями. Когда актер попросил всех достать сотовые телефоны, можно было подумать, что нас сейчас буду принуждать к их выключению, дабы «не мешать актерам работать, а зрителям воспринимать спектакль». Но это было начало игры. Зрителям предложили принять участие в происходящем на сцене: в момент, когда герой будет любоваться «ночным небом», включить подсветку на телефонах и изобразить звезды.

Так начался сценический разговор артистов с залом. Доверительный, теплый, искренний. Невозможно было понять, где кончается их очаровательная застенчивость и начинается трогательная стеснительность персонажей. Рассказ о двух военнослужащих — «бывалом» и «зеленом», которые в лютый мороз дожидаются момента, чтобы взорвать «нечто», перемежается их воспоминаниями — приятными и не очень. Они грезят о любви, прошедшем детстве. Только невольно расплываешься в улыбке от узнавания себя в их ситуациях, как тебя опять «бросают» в сугроб и слышно лишь завывание стужи.

Бессмысленность их страданий и трагичного финала подчеркивается фрагментами жизненного пути — осмысленного, трудного, но приятного, — который они прошли. И все это было ради того, чтобы попасть в этот сугроб?.. Но все равно после спектакля остается приятное, теплое ощущение на душе. То ли в силу парадоксальности текста Гришковца, то ли благодаря обаянию и чувству юмора исполнителей.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Первый фестиваль спектаклей малых форм получился ярким, шумным и насыщенным. Очень разные спектакли, которые подчас шли одновременно на разных площадках, совсем непохожие коллективы. Неприятно удивило информационное сопровождение фестиваля (афиши появились с сильным опозданием). Но у организаторов «Театромагии» будет еще возможность поработать над ошибками, потому что ректор академии культуры Элеонора Куруленко на церемонии закрытия торжественно пообещала, что второму фестивалю в городе быть!

КОММЕНТАРИЙ

ВАСИЛИЙ РЕУТОВ
актер Большого драматического театра им. Товстоногова (г. Санкт-Петербург), заслуженный артист России:

-Бывает так: идешь по чужому городу, встречаешь незнакомых людей, заглядываешь в их лица, пытаешься понять, о чем они думают. Они тебе нужны — это твои зрители. И кажется, что люди заняты очень серьезными и важными делами, а до тебя им нет никакого дела. Чувствуешь себя несчастным и невостребованным. А бывает и по-другому, как на этом фестивале — чувствуешь, что нужен и ты сам, и твой труд.
Может быть, у молодых ребят еще не очень много мастерства и актерской техники, но их глаза горят, и у них есть огромное желание что-то сделать. И, возможно, они добьются в профессии больших высот, чем мы.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации