Рав Александр Гольденгерш: Все, что человеку необходимо, он должен получать дома

01.09.2022

1979

Автор:

Рав Александр Гольденгерш: Все, что человеку необходимо, он должен получать дома

Около 150 лет назад в Самаре сформировалась первая еврейская община. Сегодня в городе две действующие религиозные общины и три синагоги. Одна из них — «Дор Цаир» — была открыта на территории Октябрьского района четыре года назад в связи с тем, что небольшое здание в историческом центре не могло вместить всех желающих. 

Сегодня синагога насчитывает около 250 постоянных посетителей, а общее количество интересующихся традициями и иудаизмом превышает тысячу человек. Более подробно об этом рассказал главный раввин Самары и Самарской области от КЕРРОР (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России) рав Александр Гольденгерш.

По примеру прадедов

— Я родился в Москве, в совершенно светской семье. О том, что такое религия, узнал, когда уже был студентом и получал инженерное образование (правда, потом решил, что это не мое, и переключился на гуманитарное направление). Я несколько раз бывал на собрании в общине — тогда, в 90-е, все это только-только начиналось. Посетил несколько уроков по иудаизму. Заинтересовался, захотелось изучить этот предмет более глубоко. 

Серьезное образование по этому профилю получить в России тогда было невозможно. Я учился в Израиле, там же был рукоположен. Отправляясь на учебу в возрасте 24 лет, ни идиша, ни иврита я не знал, осваивать язык пришлось в процессе. Не могу сказать, что это было легко. 

Мое решение в первую очередь было основано на том, что мои дедушки, прадедушки и так далее были порядочными, умными и успешными людьми. И все они были глубоко набожными. А я ведь ничем не лучше их. И раз они ходили в синагогу, значит, и мне следует. 

Отучившись, вернулся в Россию, помогал в общинах налаживать еврейское образование. Занимался этим в Москве, в Самаре, в Ставропольском крае — там я был заместителем главного раввина. Пять лет назад мне предложили возглавить общину в Самаре, и я согласился. 

По еврейской Самаре

В отличие от большинства стран, в России у служителей разных религий очень теплые отношения. Мы, например, плотно сотрудничаем с разными религиозными и национальными организациями, что в мировой практике встречается нечасто. Если спросить у священнослужителей, почему тут сложилось именно так, можно услышать ответ: «У нас у всех деды вместе сидели». Ведь в 1920-х годах любой священнослужитель, вне зависимости от вероисповедания, в нашей стране по определению считался преступником. Вся духовность, накопленная народами, в те годы уничтожалась под корень. Так, до нас нынешних дошли еврейские книги, а, например, предметы утвари или образцы рукоделия найти очень сложно, их практически не осталось.

До 20-х годов прошлого века в Самаре были и синагоги, и молельные дома. Евреев здесь всегда было много, наши предки прекрасно чувствовали себя в купеческом городе. Мы весьма плотно занимаемся изучением этой темы, разработали экскурсию по местам, где селились представители народа, действовали национальные организации. Есть общинный проект «Путеводитель по еврейской Самаре», цель которого — максимально восстановить живую историю с привязкой к конкретным локациям. Автор путеводителя — доктор исторических наук Станислав (Шломо) Репинецкий.

Рав Александр Гольденгерш: Все, что человеку необходимо, он должен получать дома

Все нужное — дома

Синагога — это место, где собираются люди, чтобы вместе молиться, изучать традиции, отмечать праздники, участвовать в разных проектах. У нас огромное количество общинных программ, которые никак не связаны с религией. Например, программа «Преодоление одиночества у пожилых людей» — это совместный проект «Забота-Хэсед Эстер» и нашей синагоги. 

У нас имеются объединения по интересам — в том числе раздельные для мужчин и женщин. Например, мы сотрудничаем с международным «Проектом Кешер» и всячески его поддерживаем. Проект помогает женщинам социально развиваться, обучаться новым профессиям. Огромное внимание уделяется здоровью женщин — мы специально приглашаем докторов с просветительскими лекциями. Не забываем и о хобби: проводим мастер-классы, скажем, по плетению сумок в технике макраме. Все, что человеку необходимо, он должны получать у себя дома, а не искать где-то, а синагога в переводе и означает — «дом собрания». 

Актуальное осмысление

За последние два-три года значительно поменялась концепция нашей деятельности. Мы начали активно работать онлайн. У нас много общин в разных городах России, и если раньше каждая самостоятельно выстраивала свою деятельность, то в пандемию мы начали создавать больше общих проектов. В интернете на сайте jewishonline.ru есть ссылки на занятия, которые ведут раввины общин из разных городов. Посредством платформы Zoom можно присоединиться к любой трансляции. 

Первая часть еврейской библии Тора разделена на пять книг, каждая из которых в свою очередь делится на недельные главы. По четвергам я веду уроки по недельной главе. Есть и другие книги, по которым мы тоже проводим занятия. Ведь написанное в древних книгах как таковое не является указанием к исполнению. Там обозначены принципы. Их толкование и практическое применение требует осмысления в ту эпоху и даже в тот год, когда ты живешь. В Торе написано, что если у тебя возникает вопрос, ты должен прийти к мудрецу, который живет в твое время, за актуальным осмыслением. А оно требует как освоения всей традиции, что была до тебя, так и понимания того, что есть в данный момент. Это достаточно объемная работа, поэтому раввин учится постоянно — впрочем, как и представитель любой профессии, будь то врач, инженер или юрист. 

Рав Александр Гольденгерш: Все, что человеку необходимо, он должен получать дома

День начинается с вечера

В общине мы отмечаем все национальные праздники. Очень скоро, например, будет новый год по еврейскому календарю — Рош ха-Шана. В этом году он приходится на 26 сентября, но поскольку по нашим традициям день начинается не с утра, а накануне, с закатом солнца, фактически Рош ха-Шана будет праздноваться с вечера 25 по вечер 27 сентября. У иудеев свое летоисчисление, по нему наступит 5783 год. 

Рош ха-Шана — один из самых значимых, торжественных и красивых наших праздников, день рождения человечества. Евреи собираются на него под звук бараньего рога. Сначала всех ждет большая молитва: мы просим милосердия Всевышнего на предстоящий год, переосмысляем год прожитый. Затем — общая трапеза. Такой богатый стол накрывается один раз в год, только в этот день. Конечно, с соблюдением традиций. Например, принято макать яблоко в мед и желать сладкого года. 

Наряду с праздниками, которые испокон веков были у наших предков, у нас есть и новые. Например, мы отмечаем 9 Мая не только вместе со всеми, но и по еврейскому календарю, который отличается от общепринятого — в нем месяцы считаются по лунному календарю, а годы корректируются по солнечному. 26 Ияра, в День освобождения и спасения — эта дата обычно на несколько дней отличается от 9 мая — мы собираемся, зажигаем большие свечи, читаем поминальные молитвы. 

Со школьной скамьи

В Самаре есть еврейская школа. Там соблюдаются национальные традиции, в программу обучения входят спецпредметы, связанные с историей народа, языком, культурой. Кроме того, в школе №42 есть национальные классы, где углубленно изучают еврейские традиции. Такие существуют в каждой параллели. Там также есть кабинет иврита, дети поют песни на этом языке, разучивают национальные танцы. Это светское образование, не связанное с религией, направленное на сохранение национальной культуры. На базе школы №42 действует и еврейская воскресная школа. 

Есть ребята, которые неплохо говорят на иврите. Но это не их родной язык, который они знают сызмальства. Между собой все общаются на русском. У взрослого населения большого интереса к изучению национального языка нет. Есть, конечно, единичные случаи, но не более того. Меня это расстраивает, поскольку на этом языке написаны все наши книги, вся культура, и для ее передачи, конечно, нужны бы его носители. 

Фотографии предоставлены героем публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации