Я родился в Куйбышеве, окончил профессиональное училище — получил специальность «оператор станков с числовым программным управлением». Затем служил в армии, в Воздушно-десантных войсках. Около трех лет я работал на производстве — на фабрике щипковых музыкальных инструментов. Но всегда стремился пойти по стопам отца. Он служил в Госавтоинспекции 25 лет и всегда был для меня примером. В 1993 году, когда отец уходил на пенсию, я устроился инспектором ДПС в ту же роту, где служил он.
Так и работаю здесь почти 29 лет. В разное время занимал должности командира взвода, заместителя командира роты. У нас сплоченный коллектив, мы дружим. Все годы бок о бок с одним напарником — Игорем Жуковым. Мы доверяем друг другу на сто процентов. Чтобы согласовать какие-либо действия между собой, нам достаточно обмена взглядами.
Перед каждой сменой — развод, где инспекторам ДПС ставят задачи, доводят ориентировки. Проверяют внешний вид, экипировку, наличие необходимой документации. Затем инспекторы отправляются на места несения службы, где предупреждают и пресекают нарушения в области дорожного движения, преступления. Я контролирую работу постов, объезжаю их и, конечно, работаю с водителями. В конце смены мы подводим итоги.
Как инспекторы ДПС, наблюдая за потоком транспорта, понимают, какую машину нужно остановить? Во-первых, мы работаем по ориентировкам. Особое внимание — розыску транспортных средств, а также граждан, которые причастны к совершению каких-либо противоправных деяний. Например, это могут быть машины с подложными номерами, те, что использовали при краже крышек люков, аккумуляторов. Бывает, ищем один автомобиль всем подразделением.
Во-вторых, инспекторы останавливают за нарушения правил дорожного движения. Мы беседуем с водителями, составляем протоколы, отстраняем от управления и применяем другие меры, предусмотренные законом в тех или иных случаях.
В-третьих, мы смотрим на манеру вождения. Вот зачем автомобилисту перестраиваться в дальний ряд перед постом ДПС? Вероятно, он хочет спрятаться от полиции, что-то не в порядке. У стационарного поста на Московском шоссе часто перестраиваются из-за тонировки. Также опытный инспектор интуитивно понимает, какое транспортное средство следует проверить.
Ночью мы стараемся останавливать все машины, поскольку многие преступления, например связанные с незаконным оборотом наркотических средств, совершаются именно в темное время суток.
Часто мы работаем вместе с судебными приставами. Они ищут должников и их транспортные средства, на которые могут наложить арест.
А с помощью специального аппаратно-программного комплекса выявляем в потоке незарегистрированные транспортные средства. Вот только что пришлось снять номера с такой машины. Владелец автомобиля умер, и по этой причине регистрация техники была прекращена. Вдова пока не вступила в наследство, но машиной управляет. Мы объяснили: она пока не может использовать имущество, оно должно стоять. Женщина со слезами на глазах, но поняла, согласилась.
В 90-е годы, бывало, часами стояли — смотрели, когда появится хоть одна машина. Сейчас поток транспорта идет круглосуточно. Каждое дежурство что-то происходит. Чего только не было за годы службы! Мемуары можно написать. И преступников задерживали, и угнанные машины находили, и преследовали нетрезвых водителей… Опасных ситуаций, когда моей жизни что-то угрожало, не было, я не чувствовал такого.
Сейчас вопиющих случаев, беспредела со стороны граждан меньше, чем в прошлые годы. Еще водители стали грамотнее, лучше знают законы. Управление в состоянии опьянения — и в алкогольном, и наркотическом, подделка документов — это было, есть и, думаю, будет, пока наказания за эти нарушения не станут суровее.
Вот недавно инспекторы обнаружили у пассажира наркотики, а также обрез и пистолет. Найти огнестрельное оружие… Это случается очень редко. Я находил его только однажды — в первые месяцы службы. Ехала единственная машина, мы и остановили ее. Обрез был завернут в фуфайку, а та лежала в багажнике. Это было и первое задержание с моим участием, при чем без погони, сопротивления.
В последнее время люди стали часто просить инспекторов ДПС сопроводить их до медицинского учреждения, чтобы не терять время в ожидании скорой помощи и в пробках. Ребенок обжегся, отравился, женщина рожает… Мы не можем отказать и всегда помогаем. Сколько раз врачи говорили: «Задержались бы еще на пять минут, и мы бы не спасли…»
Физическую силу, специальные средства, например газовые баллончики, применяю в отношении нарушителей очень редко. Оружие — никогда. Когда я пришел в ГИБДД, старослужащий Виктор Петрович Французов сказал мне: «Запомни! Оружие за смену ты берешь в руки два раза: когда вооружаешься и когда разоружаешься». Этот завет старшего товарища я пронес через всю жизнь.
Зачем спецсредства, крайние меры? Не нужно махать шашкой. Есть другие способы взаимодействия — общение и убеждение. Водитель нарушил и думает, что полицейский напустится на него. Нет, я разговариваю спокойно, вежливо, объясняю. Человек, даже если он шумит, его переполняют отрицательные эмоции, успокаивается. Кто-то сразу, кто-то после часовой беседы. Если нарушение несерьезное, оно допущено нечаянно, его можно устранить на месте, я стараюсь ограничиться беседой, минимальным штрафом. Многие, уезжая, говорят: «Спасибо. До свидания. Хорошего дня!» Хочется, чтобы у водителей всегда был такой настрой. Спокойное общение исключает многие конфликтные ситуации.
У меня много учеников по всей Самарской области — тех, кого я стажировал, работавших под моим руководством. Кто-то уже ушел на пенсию, кого-то я рекомендовал на вышестоящие должности. Молодежь идет работать в ДПС. Мы учим, передаем опыт. Есть хорошие кадры.
Инспектор ДПС должен быть честным, принципиальным, ответственным, коммуникабельным, внимательным, уметь переключаться с одной задачи на другую. Значение имеют отменное здоровье и физическая подготовка. Стоять часами на ногах в любую погоду — и в жару, и в метель, — не каждый выдержит. Приходится и бегать за нарушителями. Как-то обнаружили у водителя и его пассажира наркотическое средство. Один из них вырвался и попытался скрыться. Я за ним и почти догнал. Содействие оказала женщина, проезжавшая мимо на машине. Она действовала решительно — выбежала из автомобиля и остановила беглеца ударом хозяйственной сумки.
Семья поддерживает меня. С супругой познакомились еще в 17 лет и, когда вернулся из армии, сразу поженились. Дочь продолжает династию — служит в ГИБДД инспектором административной практики. У нас два внука-близнеца. Они перешли в третий класс. Говорят, что хотят быть такими, как дед. Подрастает смена.
Фотографии автора
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Город
Город
Город
Комментарии
0 комментариев