Искусство из стекла. Самые необычные витражи Самары

28.07.2022

4407

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Искусство из стекла. Самые необычные витражи Самары

Мы привыкли, что на улицах старого города можно встретить уникальную лепнину, резьбу, различные скульптуры. Но вниманием часто обходят самые хрупкие элементы — витражи. Искусство из стекла живет в Самаре с дореволюционных времен. К нему продолжали обращаться и в советский период. Сейчас сложно найти современные образцы, подобные тем, что сохранились от прежних эпох. В этой статье мы собрали часть витражей, которые вы все еще можете свободно увидеть, если захотите совершить экскурсию в поисках артефактов.

Лед и пламень

Искусство из стекла. Самые необычные витражи Самары

Самарская филармония славится своим интерьером. Автором цветных витражей высотой в три этажа, которые сейчас украшают здание, является Вячеслав Герасимов. Стеклянные картины освещают фойе и делят пространство на две части. Один витраж, под названием «Мажор», выполнен в теплых тонах, второй – «Минор» – в холодных. Считается, что их первоначальные названия — «Музыка лирическая» и «Музыка патетическая». 

Но существует и другое прочтение этих работ. Правая, которая выполнена в красно-желтых оттенках, символизирует пламя революции. Левая, в сине-зеленых тонах, — северное сияние. Как и большинство материалов интерьера, стекло для витражей специально привезли в город из Прибалтики. Самолетом его помог доставить самарский конструктор Дмитрий Козлов. 

Адрес: улица Фрунзе, 141

Древо жизни и пернатые

Искусство из стекла. Самые необычные витражи Самары

Дворец бракосочетаний на улице Молодогвардейской выполнен в очень интересном стиле. Здание строилось по новаторским технологиям 1980-х годов: на металлический каркас установили железобетонные плиты, в нишах разместили витражи, а для отделки фасада использовали анодированные под золото алюминиевые листы, которые изготавливали на авиационном заводе. 

В центральном зале можно увидеть огромную картину из прибалтийского стекла. Свет, проникающий через рисунок, рассеивается разными оттенками. Авторами этого проекта являются два выдающихся самарских архитектора — Алексей Герасимов и Ваган Каркарьян. Первый подготовил эскиз 12-метрового витража, а в жизнь его воплотил уже художник Вячеслав Герасимов в классической наборной технике, когда обработанные кусочки стекла собирают в единую композицию, соединяя между собой металлическим каркасом. На сегодняшний день витраж является самым большим в городе. Конечно, в основе композиции лежат темы любви и верности.

Адрес: улица Молодогвардейская, 238

Вечная женственность

Искусство из стекла. Самые необычные витражи Самары

Витраж в будуаре особняка Курлиной является украшением Музея модерна. Как говорят работники музея, оригинальные вставки находятся лишь в верхней части окна. Они по цвету немного отличаются от воссозданной части — так было задумано во время реставрации, которая проводилась в 2011-2012 годах. Восстановление витража выполнял тольяттинский художник Юрий Турутин. Для этого он использовал эскиз, на котором изображены молодые осинки. Поскольку витраж изначально был классической сборки, то воссоздание утраченных частей проводили тем же методом.

Изображение в окне напоминает работы Луиса Комфорта Тиффани (1848-1933) — американского художника и дизайнера, яркого представителя модерна. Тиффани получил международное признание благодаря своим изысканным изделиям из стекла.

Адрес: улица Красноармейская, 15

Воины разных эпох

Искусство из стекла. Самые необычные витражи Самары

Военно-исторический музей, который располагается в здании бывшего общественного собрания, тоже может похвастаться витражами. Здание было построено в 1911 году архитектором Дмитрием Вернером в стиле позднего модерна. Его украшает шлемовидный купол, на барабане которого изначально располагались цветные стекла. После революции здание передавали от одного учреждения другому, поэтому интерьеры часто менялись. Цветные стекла в куполе пропали, зато появились мозаики и витражи на военно-патриотическую тему. Здесь изображены воины разных эпох. Острые углы их очертаний, простые формы, минимализм и черные глаза выглядят весьма сурово. 

Адрес: улица Шостаковича, 1

Космический полет

Искусство из стекла. Самые необычные витражи Самары

В 1975 году был подписал приказ об основании музея аэрокосмического университета. Концепция музея предполагала, что в условиях ограниченного пространства необходимо создать симбиоз монументально-художественных и познавательных элементов. Поэтому на свет появился витраж-триптих «Путь к звездам», украшающий три оконных проема между колоннами. Автором является художник-монументалист Виталий Петров. Он создал работу в своем новаторском, экспрессивном стиле. Исполнение витража в материале вела группа художников, которые крепили цветные стекла на алюминиевый профиль. Затем бригада административно-хозяйственной части монтировала работу. Исполнение витража было во всех отношениях сложным. В итоге получилась история о том, как человек стремиться ввысь, как люди в скафандрах покоряют новые миры, а наши ученые делают будущие открытия. 

Адрес: Московское шоссе 34А, к. 3

Слово «витраж» произошло от французского vitre — оконное стекло. Первые витражи появились примерно в VI-VII веках нашей эры. Они стали использоваться католической церковью для придания особой атмосферы.

В материале использована информация с сайта ssau.ru, группы vk.com/mmodernsamara.

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Читайте также:

Город

Жители губернской столицы спасают летучих мышей и выпускают их в естественную среду

Рукокрылые приносят неоценимую пользу природе.Один миниатюрный зверек способен уничтожить за час более тысячи насекомых, переносящих опасные для человека заболевания и […]

Город

Ботанический сад в объективе фотографа «Самарской газеты»

График работы, правила посещения и красивые фотографии

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации