«У каждого есть перспективы». Бывший начальник Северного трамвайного депо сейчас готовит водителей

27.07.2022

1076

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

«У каждого есть перспективы». Бывший начальник Северного трамвайного депо сейчас готовит водителей

Водители электротранспорта будут востребованы всегда. Самаре нужны грамотные, квалифицированные специалисты — ведь горожане ежедневно доверяют им свою жизнь и здоровье. Корреспондент «СГ» побывала в учебном центре ТТУ и пообщалась с одним их преподавателей, отвечающих за кадровый резерв предприятия. 

Нашел себя заново

— В ТТУ я пришел в 1975 году, после службы в армии. Работал электрослесарем третьего разряда, со временем получил пятый. Окончил политехнический институт по специальности «Электроснабжение промышленных предприятий». Учился, работал, растил двоих маленьких детей одновременно. Непросто было, но я справился. Меня назначили мастером, потом начальником отделения вагоноремонтных мастерских в Северном трамвайном депо. Со временем стал заместителем начальника депо по ремонту, а затем и возглавил подразделение — эту должность я занимал с 2005 по 2016 год. Выйдя не пенсию, не смог расстаться с родным предприятием. Очень кстати в то же время в ТТУ открылся учебный центр. Это необходимость: раньше водителей электротранспорта готовили в ПТУ — по 20-30 человек в год к нам приходили на практику, многие оставались работать. Теперь подготовка кадров — забота самого предприятия. Руководство предложило стать частью преподавательского коллектива, делиться накопленным опытом с молодежью. С большим удовольствием я согласился и, можно сказать, вновь нашел себя. Пришлось поучиться: из специалистов по трамваям я стал специалистом по троллейбусам. Веду четыре дисциплины: «Электроснабжение», «Электрооборудование троллейбуса», «Механическая часть» и «Пневматическое оборудование». Кроме того, слушатели изучают вождение, культуру общения, правила дорожного движения и многое другое. В конце обучения по каждой дисциплине сдается зачет. 

«У каждого есть перспективы». Бывший начальник Северного трамвайного депо сейчас готовит водителей

Все начинается со знакомства

Ученики разные: есть мужчины и женщины, кто-то имеет профессиональный опыт вождения, а кто-то не подготовлен совсем. Среди последних есть как люди с высшим образованием, которым процесс обучения дается легче, чем остальным, так и кондитеры, повара, строители, токари и те, у кого за спиной всего лишь девять классов. Приходится начинать со школьной программы, ведь электричество — это физика. Водитель троллейбуса должен уметь четко определить, что случилось на линии, и оперативно самостоятельно устранить неисправность, чтобы пассажиры вовремя добрались на работу или домой. Если это невозможно, диспетчер отправит к нему аварийную бригаду, но если водитель правильно поставит предварительный «диагноз», это значительно ускорит ремонтный процесс. Грамотность и профессионализм очень важны. Наша главная цель — выпустить всесторонне подготовленных специалистов.

В классе мы учимся на ЗиУ-682 — это базовый троллейбус самарского парка. Сейчас есть новая, более современная техника, но в целом ничего не меняется. Знаешь это — освоишь любую машину. Изучаем все наглядно, в деталях. Есть стенд, в точности имитирующий кабину водителя: ученик узнает, как включать машину, как работают электродвигатель, компрессор, контактная рама, котроллер и т.д. Нажал на кнопочку — двери открылись, нажал — закрылись. Здесь все работает так, как в реальном троллейбусе, а сделаны все тренажеры золотыми руками умельцев депо №3. Агрегаты, мосты и механизмы настоящие. Именно с таким оборудованием слушателям придется иметь дело в будущем. 

Урок я начинаю со знакомства. Мне важно знать, кем работал человек раньше, что он знает и умеет. Если слушатель прекрасно знает физику, зачем с ним говорить об электрическом токе? Сразу переходим к принципам работы троллейбуса. Другим приходится объяснять элементарные вещи. Отличный специалист должен знать все, хороший — многое. Нет смысла обучать слушателя только руль крутить. Электричество — вещь непростая. Неприятности поджидают водителя буквально на каждом шагу. Заехал в лужу — короткое замыкание. Штанги могут сойти с контактного провода: их нужно ставить на место вручную. Любой узел может выйти из строя. Пока учимся, разбираем все нюансы, готовимся к потенциально возможной нештатной ситуации. 

«У каждого есть перспективы». Бывший начальник Северного трамвайного депо сейчас готовит водителей

Главный результат

Глядя на некоторых учеников, сразу понимаю: этот не будет работать. Есть те, кто приходит попробовать. Тут все индивидуально. Отличники в кабинете не всегда могут уверенно водить: габариты огромной машины, ответственность за пассажиров их пугают, они теряются. Бывает, наоборот: теория идет со скрипом, а садится человек за руль, и сразу видно — это его дело. Таких примеров немало. Был у меня слушатель, ныне сотрудник депо №2. Учился средне. Но когда в Самару прибыла партия новых, современных троллейбусов «Адмирал», он был среди тех, кому вручали ключи — а их вручали лучшим из лучших. А времени-то прошло всего-ничего, года три. Это значит, человек занял свое место, растет и развивается профессионально. 

Среди слушателей немало тех, с которыми мы общаемся не только по учебным вопросам — ведь к нам нередко приходят люди с большим жизненным опытом, богатым багажом. Был мужчина, который много лет работал на телевидении звукооператором. Очень грамотный, к тому же профессиональный музыкант: играл и на баяне, и на флейте. После выпуска работал в депо №1. Ему действительно было интересно учиться. Стремление человека меня как преподавателя всегда радует: это значит, я увижу результат своего труда — ученик станет водителем, хорошим водителем. Таких за шесть лет уже немало, иногда встречаемся, разговариваем. 

На предприятии я работаю уже 47 лет. Здесь все мне родное. Кстати, и дети мои начинали в ТТУ. Сын пришел электриком, дочь — курьером и секретарем в Северном депо. Сейчас они живут в другом городе. Супруга до сих пор работает там старшим кассиром. Как я могу не любить место, которому посвятил практически всю жизнь? Поэтому я радуюсь, когда приходит хорошая молодежь. А она приходит, я вижу. Здесь перед каждым открываются перспективы карьерного роста, было бы желание. Мой путь тому пример, ведь пришел простым слесарем. 

Страничка истории

Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.

Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.

Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации