Эксперты рассказали, как повысить гражданскую активность самарцев и совершенствовать местное самоуправление

29.06.2022

835

Автор:

Эксперты рассказали, как повысить гражданскую активность самарцев и совершенствовать местное самоуправление

Сделать Самару комфортным для жизни городом могут не только урбанисты и архитекторы, но и сами горожане. Что необходимо предпринять, чтобы люди активно включались в решение проблем? Какие онлайн-сервисы помогают налаживать связь между гражданами и органами власти? Это и многое другое специалисты обсудили на стратегической сессии «Развитие гражданского общества и местного самоуправления». В обсуждении приняла участие глава города Елена Лапушкина.

Задают вектор

Эта встреча уже пятая по счету. В ходе подобных дискуссий специалисты рассматривают возможные изменения в стратегию комплексного развития Самары. Ранее эксперты обсуждали вопросы экономики, молодежной политики, человеческого капитала и пространственного развития города.

— Наш университет был привлечен к работе над актуализацией стратегии развития Самары. Мы занимаемся этим уже в течение двух лет. В 2021 году проходил аналитический этап, были организованы рабочие группы из экономистов, социологов, юристов, программистов и даже специалистов по геоинформатике. Создан сайт «Самара-2025», с помощью которого собирались мнения жителей, представителей бизнеса, экспертных групп. В 2022 году стартовал проектный этап, во время которого мы работаем над документом обновленной стратегии. Чтобы собрать как можно больше мнений и идей, проводим стратегические сессии, — рассказал ректор Самарского университета Владимир Богатырев.

Он отметил, что в этом вопросе крайне важно мнение граждан. Конечно, ученые способны написать идеальную стратегию развития города, но на деле она может оказаться неэффективной. Перед специалистами стоит задача — создать такой документ, который примет общественность.

Обновленную стратегию планируют представить осенью этого года, затем ее рассмотрят в городской думе.

Инструменты диалога

Заместитель главы Самары Елена Москвичева выступила с большим докладом, в котором рассказала, как налажена обратная связь с населением. Она подчеркнула, что необходимо привлекать людей к участию в жизни города, узнавать настроения и ожидания граждан. Отчасти помогает организовать работу с жителями система «Инцидент Менеджмент». Благодаря ей решение огромного количества вопросов перешло в режим онлайн.

— Так власти могут мгновенно услышать людей, понять, какие вопросы их особенно волнуют. Система «Инцидент Менеджмент» отслеживает обращения граждан по разным направлениям: ЖКХ, экология, общественный транспорт и так далее. Кроме того, в конце 2020 года администрация подключилась к платформе обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе». Здесь также ведут работу с обращениями граждан. В отличие от «Инцидента» диалог происходит с реальным, идентифицированным гражданином. Также система позволяет проводить онлайн-опросы. Сейчас на платформе более 400 личных кабинетов органов власти и других учреждений. За весь период работы администрация города обработала свыше 22 тысяч обращений, поступивших через эти сервисы, — объяснила Москвичева.

Многие активные горожане создают некоммерческие организации. Более 400 таких объединений получают грантовую поддержку. Власти оказывают активное содействие и территориальному общественному самоуправлению, участники которого вносят свой вклад в развитие города. Для ТОСов предусмотрены субсидии, их можно получить на основании заявок. Также они участвуют в конкурсе президентских грантов.

С 2017 года в Самаре активно формируются общественные советы микрорайонов. Их участники занимаются безвозмездной добровольной деятельностью, привлекают спонсоров.

Горожане принимают активное участие в различных проектах, связанных с благоустройством территорий. Они выбирают, какие знаковые места, зоны отдыха необходимо обновить. Например, в голосовании по нацпроекту «Жилье и городская среда» в этом году приняли участие свыше 200 тысяч человек. Высказать свою позицию мог любой самарец старше 14 лет. Традиционно востребованы жителями проекты «Твой конструктор двора» и «СОдействие». Благодаря им выделяются средства на ремонт и благоустройство территорий.

Сейчас большое внимание привлекает проект «Мой дом», созданный по инициативе губернатора Дмитрия Азарова. Он призван помочь решить проблемы в сфере жилищного хозяйства. В 2021 году в рамках проекта прошло 148 семинаров. В них принимали участие активные жители, представители администрации города, руководители коммунальных организаций. Сейчас проект продолжается. С начала года проведено шесть семинаров с участием жилищной инспекции. На них горожанам объясняют, как пользоваться личным кабинетом в системе «ГИС ЖКХ». Кроме того, в Самаре открываются ресурсные центры для оперативного решения вопросов.

Оценка жителей

В 2021 году был создан муниципальный центр управления. Он объединил в единую базу горячие линии, социальные сети, мессенджеры, письменные запросы. Также здесь анализируют комментарии, поступающие от жителей. Благодаря этому формируется картина основных точек напряжения. В конце прошлого года для органов власти была введена оценочная система по обработке обращений. Это позволило добиться улучшения качества и скорости ответов.

— В настоящее время онлайн-коммуникация выходит на высокий уровень. На первом плане — оценка обратной связи. Федеральные власти утвердили целый ряд показателей, к которым должен стремиться каждый регион. Ключевые — доля своевременных ответов и удовлетворенность жителей. По итогам 2021 года Самарская область вошла в топ-6 регионов по количеству рассмотренных обращений, — пояснил директор Центра управления регионом Сергей Рыжиков.

По его словам, в 2022 году доля своевременных ответов должна быть не менее 90%. В Самаре отработано более девяти тысяч сообщений, из них своевременно — 98%. При этом удовлетворенность населения ответами должна быть не менее 60%, а в идеале — 80%. В Самаре — 60%, это больше, чем в прошлом году. К 2024 году показатели планируется улучшить.

Елена Лапушкина, глава города:

— Безусловно, все направления нашей стратегии крайне важны, но именно развитие местного самоуправления и гражданского общества — прочная основа развития города. Осознание, что человек может непосредственно повлиять на настоящее и будущее своего дома, района, формирует у жителей готовность лично содействовать процветанию Самары, активно высказывать свою точку зрения, таким образом участвовать в принятии ключевых решений. Мы благодарны всем, кто не просто выступает с критикой, а предлагают конструктивные варианты. У горожан должны быть понятные и доступные инструменты взаимодействия с органами власти. Важно, чтобы человек понимал, куда обратиться, кто и где может оказать помощь в решении того или иного вопроса. Мы, в свою очередь, должны увеличивать доступность муниципальных услуг. Работа органов местного самоуправления направлена на постоянный диалог с жителями, чтобы расставлять приоритеты. Мы готовы встречаться и обсуждать проблемные вопросы, идти на компромисс, объяснять те или иные решения, информировать о событиях и получать обратную связь — оценку нашей деятельности. В этом нам помогают система «Инцидент Менеджмент», платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе», Центр управления регионом и муниципальный центр, взаимодействие в социальных сетях.

Фотография: администрация Самары

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Новости

АвтоВАЗ планирует запуск новой линейки автомобилей до конца 2024 года 

В среду, 24 апреля, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров озвучил планы по развитию Волжского автозавода. По словам главы региона, до […]

Новости

Самарские артисты прошли в третий тур российского конкурса артистов балета

С 16 по 28 апреля в Перми проходит XVIII открытый российский конкурс артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой. Самару представляют […]

Новости

Ушел из жизни солист Самарского театра оперы и балета Зураб Базоркин

В среду, 24 апреля, скончался музыкант и педагог Зураб Базоркин. С 1976-го он был солистом Самарского театра оперы и балета […]

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации