«Тихие герои» Андрея Нецветаева. Актер театра драмы рассказал о своих главных ролях

22.06.2022

2580

Автор:

«Тихие герои» Андрея Нецветаева. Актер театра драмы рассказал о своих главных ролях

Знатоки местной сцены помнят: впервые в труппу Самарского академического театра драмы имени Горького Андрей Нецветаев был принят в самом конце 90-х. Затем надолго исчез из поля зрения. А в 2014-м вернулся. Актер занят во многих проектах. Триумфальное появление в спектакле «Побег из Шоушенка». Выход на сцену оперного театра в главной роли в спектакле «Князь Владимир: самарская страница», созданном фондом Илзе Лиепы и детским музыкальным театром «Задумка». Представление в стенах самарских библиотек авторских программ, посвященных Сергею Есенину, Владимиру Высоцкому и музыке советского кино. 

Его заслуги отмечают не только преданные зрители, но и профессиональные критики. На фестивале «Волжские театральные сезоны» спектакль «Тартюф» в постановке Александра Кузина, где Нецветаев играет роль Клеанта, получил Гран-при. 

О витиеватом пути на сцену самарской драмы и ролях, ставших для него знаковыми, актер рассказал «СГ».

«Только в Самару!»

— Когда я заканчивал институт, разослал портфолио в разные театры, и мне оттуда стали приходить приглашения. Я советовался со своим педагогом Ларисой Лейченко (сейчас она завлит в Красноярском драматическом театре имени Пушкина). Умнейшая женщина — знает про все театры страны. В конечном итоге я решил поехать в Тулу. Она посмотрела репертуар местной труппы, сказала, что там много классики — мне подходит. Отправил согласие Александру Иосифовичу Попову, и вдруг в разгар лета мне приходит телеграмма: «Приезжайте на показ. Самара. Гвоздков». Я рассказываю Лейченко, что меня приглашают в Самару.

— Куда?! Ушам своим не верю! Это один из лучших театров России! 

— Но я уже в Тулу обещал…

— Только в Самару!

Приехал я на показ к Вячеславу Алексеевичу Гвоздкову. Он смотреть ничего не стал, сразу взял меня в труппу. Я был только после института и совсем не знал, что такое закулисная жизнь. А в самарском театре в то время, в 1999 году, была очень непростая ситуация. Труппа расколота. Половина за Гвоздкова, половина — за Петра Львовича Монастырского. К такой ситуации я оказался не готов.

В театре в то время шел спектакль «Гарольд и Мод» с Верой Александровной Ершовой и Владимиром Гальченко. Поставил его в 1989 году Александр Иосифович Попов. Это была моя любимая постановка, я не пропустил ни одного спектакля. И тогда решил, что хочу поехать к этому режиссеру. Таким образом оказался в Тульском академическом театре драмы, в котором проработал 14 лет. У меня было много замечательных ролей. Например, играл Беляева в «Месяце в деревне» Ивана Тургенева, Франсуа Пиньона в «Ужине дураков» Франсиса Вебера. В «Подруге жизни» Льва Корсунского у меня была роль Феликса. Но потом Александр Иосифович скончался, у нас практически каждый год менялись художественные руководители, в результате театр начал терять то, что его определяет. 

В июне 2014 года мы были на гастролях в Нижнем Новгороде, и я решил на обратном пути заехать в Самару — навестить своего друга, артиста театра драмы Олега Белова.  Гвоздков узнал, что я в городе, пригласил зайти. Вот я к нему зашел и уже не вышел — он меня позвал назад. И в октябре 2014 года я окончательно приехал работать в Самару.

«Тихие герои» Андрея Нецветаева. Актер театра драмы рассказал о своих главных ролях

«Побег» удался

— После возвращения первой моей работой в самарском театре стала роль герцога Орлеанского в «Пиковой даме» в постановке Гвоздкова. Потом был секретарь райкома в «Завтра была война». Роль маленькая — две небольшие сценки, но я люблю этот спектакль. Даже юные зрители на нем не спят, не утыкаются в телефон, в финале вытирают слезы.

А после премьеры «Побега из Шоушенка» меня стали узнавать. По городу какое-то время пройти было невозможно. На улицах и в супермаркетах спрашивали, не я ли играл в этом спектакле. В таких ситуациях я чувствую себя неловко, мне становится неудобно, хочется темные очки надеть.

Вячеслав Алексеевич очень долго готовил этот спектакль. Сначала главную роль Энди Дюфрейна должен был играть Олег Белов, а его антагониста, начальника тюрьмы — Александр Амелин. Много лет назад я смотрел видеозапись открытия сезона в самарской драме. Гвоздков рассказывал о планах театра и в том числе анонсировал «Побег из Шоушенка» Стивена Кинга. Я подумал: «Это же такое потрясающее произведение! Вот бы сыграть в этом спектакле!» В итоге премьера отложилась на несколько лет, и я все же исполнил роль Энди Дюфрейна. 

Этот герой мне очень близок, поскольку моя самая любимая роль на сегодня — князь Мышкин из романа «Идиот» Федора Достоевского. Я делал самостоятельный отрывок по нему в институте на третьем курсе. Кстати, увидев именно эту запись, Вячеслав Алексеевич в 1999 году решил взять меня в театр. Энди Дюфрейн по сути своей близок князю Мышкину: он тоже меняет мир вокруг себя, вроде бы ничего для этого специально не делая. Их можно назвать «тихими героями».

«Побег из Шоушенка» — история о внутренней свободе человека, о том, как важно быть собой, несмотря ни на какие обстоятельства. 

У Вячеслава Алексеевича была мечта сделать трилогию, в которой выразилась бы его личностная жизненная позиция: «Побег из Шоушенка», «Полковник Птица» по пьесе Христо Бойчева и «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Последний спектакль он делал несколько раз, но не в Самаре. После кончины Гвоздкова, памяти друга «Полет над гнездом кукушки» поставил Валерий Гришко. В этом спектакле я играю Дейла Хардинга. Истории «Кукушки» и «Побега» в чем-то похожи — они о том, как человек меняет мир вокруг себя. Только в первом случае — агрессией и силой, а во втором, при внешней мягкости, — силой духа, убежденностью и верой.

«Тихие герои» Андрея Нецветаева. Актер театра драмы рассказал о своих главных ролях

Мольеровское слово

— Самым сложным для меня в работе над ролью Клеанта в спектакле «Тартюф» было запомнить текст. Я это понял, когда недели три не мог выучить первый небольшой монолог. Это очень витиеватый стихотворный слог, изобилующий словами, которыми мы не пользуемся в жизни. Казалось бы, все запомнил, но на следующий день просыпаешься — чистый лист. А предстояло еще выучить огромные монологи по две страницы! Дополнительная сложность в том, что если ты играешь спектакль в прозе и забыл какое-то слово, в крайнем случае есть возможность заменить его подходящим по контексту, и зритель ничего не поймет. В «Тартюфе», если хоть одна буква вылетит — уже не вскочишь в этот стих, своими словами ничего не скажешь.

Конечно же, было очень непросто. Но так как этот спектакль ставил замечательный режиссер Александр Сергеевич Кузин, работать над ним было одно удовольствие. Он один из тех редких постановщиков, которые точно знают, чего хотят, и умеют этого добиться.

Когда я начал учить монолог, понял, насколько этот текст про сегодня, про то, что мы видим за окном. И страшно становится — сколько веков прошло, а ничего не меняется. Клеветники, которым ты не угоден, могут тебя оболгать и уничтожить. Мольер просто невероятно современный автор. И спектакль получился очень актуальным. 

«Тихие герои» Андрея Нецветаева. Актер театра драмы рассказал о своих главных ролях

Послесловие

— После смерти Вячеслава Алексеевича Гвоздкова в 2018 году мы осиротели. А 12 мая этого года на нас свалилась новая беда. Не стало Валерия Викторовича Гришко. Теперь мы осиротели окончательно! Ушла целая эпоха той самарской драмы, которая длилась с 1995 года.

Понятно, что того театра, который был, уже не станет. Будет другой, а вот какой — покажет время.

Фотографии предоставлены героем публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации