Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

24.06.2022

1919

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

Трамваи и троллейбусы — транспорт, с детства знакомый и родной каждому самарцу. Не менее интересна его история. «СГ» пообщалась с заведующей музеем МП «ТТУ» Алевтиной Новиковой и расспросила о людях, творивших историю предприятия.

История интереснее журналистики

— Наш музей был создан в марте 1982 года большим коллективом общественников. Главным организатором и первым заведующим стал Андрей Петрович Иоргов, участник войны, ветеран труда с 60-летним стажем. Его сменил Андрей Германович Удинцев, известный архивист и историк. Потом был Александр Ефимович Стрельцов, человек, много лет отдавший ТТУ. Я четвертый заведующий. Занимаю эту должность с 2011 года. В ТТУ пришла в 1975-м, хотела, чтобы моя работа была связана с журналистикой. Прежде я получила историко-филологическое образование, трудилась преподавателем. Но всегда «пописывала» в «Волжский комсомолец» и другие газеты. В ТТУ я 35 лет была редактором газеты «За регулярный рейс». До сих пор состою в Союзе журналистов. Вхожу там в совет ветеранов. Но постепенно профессиональный вектор сменился. Интерес к истории вытеснил журналистские наклонности. Благодаря этому моя жизнь стала более наполненной, богатой на людей, встречи, события. 

Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

Все на виду

Сначала музей назывался «Музей истории ТТУ», а сейчас — «Музей истории городского наземного электрического транспорта». Появление трамвая для Самары было долгожданным событием: 10 лет лучшие умы города решали, какой именно общественный транспорт нужен губернской столице. С 1915 года наше предприятие работает на благо города. Конечно, нам есть о чем рассказать, что показать. 

Раньше музейная комната находилась в клубе ТТУ. Это здание сейчас принадлежит другому учреждению. По работе я часто там бывала, дружила со всеми заведующими. Общалась с реальными свидетелями значимых событий, узнавала о людях, которые жили задолго до меня, писала об этом. Все герои моих публикаций были очень скромными, но сколько откликов и они, и я получали, когда выходила статья! В большой газете такое почти невозможно. У нас — все на виду. Реакция поступала в тот же день. Производственный бюллетень ценили и сотрудники, и руководство. Я всегда была в центре событий, чувствовала важность опубликованных материалов. Теперь возглавляю музей. Также до сих пор пишу в газету обо всех наших новостях и открытиях. 

Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

Выдающиеся люди

К сожалению, не во всех семьях принято хранить старые документы, альбомы. Может быть, именно музеи, подобные нашему, где много внимания уделяется простому человеку, позволят людям не стать Иванами, родства не помнящими. История ТТУ вызывает интерес у туристов. Музей предприятия посещают не только самарцы, но и жители Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, других регионов России. Люблю, когда приходят люди, которые только устроились к нам на работу. Говорят, слышали про экспозицию, хотим познакомиться. Часто приходят ребята из нашего учебного центра — приобщиться к традициям. Это радует. 

В истории ТТУ было немало действительно выдающихся людей. Я очень люблю рассказывать об основателе предприятия Павле Антоновиче Суткевиче. Он продумал все в мельчайших деталях, создал подробнейшие чертежи. Суткевич работал и в других городах, но именно в Самаре выложился от проекта до пуска. Более того, первый трамвай из ворот депо на улице Мичурина инженер вывел сам — до такой степени он погрузился в процесс. На территории ТТУ установлен памятник этому выдающемуся человеку. А лучшие наши сотрудники получают корпоративную награду — медаль имени П.А. Суткевича. На данный момент ею отмечены девять работников. 

Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

Не менее примечательна и судьба ближайшего соратника Суткевича, Евгения Васильевича Джунковского. Он отвечал за работу трамвайного отдела в городской управе. Есть сведения, что он даже жил на территории ТТУ — раньше тут были квартиры сотрудников. Образованный, талантливый человек, художник. Учился у Айвазовского, в экспозиции музея есть копии его картин. К сожалению, он рано умер, но в Самаре до сих пор живут его потомки. 

Еще один замечательный человек, немало сделавший для развития предприятия, — Сергей Петрович Мжельский. Наш земляк, он окончил Санкт-Петербургский технологический институт, а практику проходил в Самаре, в период строительства самарского трамвая. По окончании вуза приехал к нам работать «техноруком», то есть главным инженером. Он был не просто творческий человек, а настоящий изобретатель. Именно Мжельский сконструировал открытый трамвай, копию которого сегодня можно увидеть на улице Мичурина. Снегоочиститель, решивший проблему заносов, тоже собирали под его руководством. У Сергея Петровича был хороший фотоаппарат. В нашей коллекции есть его снимок, на котором запечатлена первая авария с участием трамвая и грузовой машины. В ТТУ Мжельский стал основателем обширного рационализаторского движения. Он проработал на предприятии до 1950-х годов. Выйдя на пенсию, уехал в Ленинград. Вроде бы преподавал, но точных сведений у нас нет.

Мне также очень нравится история Варвары Гордеевны Акининой, жены одного из проектировщиков команды Суткевича Николая Акинина. Именно она стала первым пассажиром первого самарского трамвая. Эта энергичная и образованная женщина очень любила наше предприятие. Она передала музею вещи супруга, пропавшего во время Гражданской войны, — рабочую тетрадь с заметками, ручку. Сейчас в Самаре живут ее внуки. 

Выдающихся людей в истории ТТУ немало. Каждый из них — воплощение простой идеи, что своей профессией нужно жить. Тогда все получится. Именно такие люди становятся основателями трудовых династий. Это самые лучшие сотрудники, творческие, интересные. Такими были и предыдущие заведующие музеев. Я училась у них. На них ориентируюсь в работе и сегодня. Своих близких я тоже «заразила» любовью к электротранспорту. Иногда смеюсь, что мой сын Павел вырос в трамвае. Он прекрасно рисует. Трамваи и троллейбусы часто становятся центром сюжета в его картинах. Более того, он создал сайт о самарском трамвае.

Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

Каждый экспонат — ценность

Раньше, когда в парке появлялся новый трамвай или троллейбус, сотрудники депо обязательно изготавливали его модель. Все они хранятся в музее. Удалось приобрести и несколько профессиональных моделей. Хочется верить, что и новые современные усть-катавские вагоны, и троллейбусы «Адмирал», удобство которых уже оценили горожане, со временем тоже пополнят нашу коллекцию.

В музее можно познакомиться с историей конкурсов профессионального мастерства, которые проводятся с 1973 года. В 2002-м самарчанка Юлия Серегина (Писанко) стала лучшим водителем трамвая в стране. Сейчас она работает в Городском депо техником по колесным парам. С каждым годом мы участвуем в конкурсах все успешнее, ребята готовятся все серьезнее. Они понимают, что это большая ступень в карьере, авторитет. В этом году мы очень рассчитываем на победу водителя троллейбуса Сергея Василенко — всероссийский конкурс пройдет в Омске.

В музее хранятся и многочисленные награды — спортивные, профессиональные — отдельных сотрудников и всего предприятия. Есть стенд, наглядно демонстрирующий, как менялись «сезонки» — от простых бумажек до пластиковых карт, которыми пользуются горожане сегодня. 

Очень много личных вещей наших сотрудников и не только. За каждым экспонатом — история человека. Есть и вещи, которые, казалось бы, не имеют отношения к ТТУ, но принадлежат к той или иной эпохе. Приходит человек на экскурсию и говорит: «У меня вот есть часы советские, или настольная лампа, вам не надо?». Я все беру, ни от чего не отказываюсь. Сохранился аппарат селекторной связи 1947 года. Один из ценных экспонатов — патефон, который в 1935-м за хорошую работу получила кондуктор Матрена Сурудина. После ее смерти родные передали проигрыватель нам. Гармошка-тулка принадлежала участнику Великой Отечественной войны Василию Ивановичу Теленкову, вместе с ним она прошла долгий и сложный фронтовой путь. Родственники начальника штаба гражданской обороны ТТУ Леонида Леонидовича Ушакова передали нам его военный мундир, который он всегда надевал на парады 9 Мая. Мы гордимся нашими фронтовиками. Когда к нам приходят родственники ветеранов, я всегда прошу: не выбрасывайте личные вещи, фотографии, бумаги, медали — приносите в музей. Многие так и делают. Наш сотрудник, водитель троллейбуса Виктор Иванович Жителев, участник Сталинградской битвы, наказал родным, что нужно передать в музей, когда он умрет. Его воля была исполнена. 

Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

Ветераны, детские рисунки и «счастливый» билет

Сегодня музей становится настоящим культурным центром. Здесь проходит масса мероприятий. Уже не раз накануне круглых дат мы публиковали призыв к школам искусств, чтобы ребята в своих рисунках показали, каким они видят электротранспорт. Особенно активно откликаются дети и педагоги ДШИ №3 «Младость» при духовно-просветительском центре «Кириллица». Авторов лучших работ собираем в музее, награждаем подарками.

Совместно с городским департаментом транспорта мы искали коллекционеров «счастливых» билетов. Их оказалось немало. Победителем стали два самарца — девушка и мужчина. Последний, без преувеличения, принес целый рюкзак, набитый билетами. Коллекционеров награждал в музее директор МП «ТТУ» Михаил Ефремов. 

Сейчас в музее проходит выставка лучших творческих работ сотрудников и их детей. Вообще хобби у наших работников встречаются очень необычные: не только вязание, живопись, вышивка. Стас Зимников, например, при помощи инструментов создает из металла целые зарисовки из жизни ТТУ. 

Также в музее собираются наши ветераны. Из фронтовиков, к сожалению, осталось всего трое: Иван Алексеевич Ильин, Федор Никитич Родин и Ирина Викторовна Нефедова. А ветеранов труда много. К нам приходят их дети, внуки и даже правнуки, чему я всегда очень рада. 

Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации