Владислав Турутин: В детстве я мечтал стать кондуктором и учителем

01.06.2022

1503

Автор:

Владислав Турутин: В детстве я мечтал стать кондуктором и учителем

Чем интересен самарский электрический транспорт и за что сотрудники трамвайно-троллейбусного управления любят пассажиров? Студент исторического факультета Владислав Турутин уже два года работает кондуктором. Он рассказал о своих впечатлениях «СГ». 

Из первых уст

— Я стал кондуктором летом позапрошлого года, с тех пор и тружусь — с небольшими перерывами на сдачу экзаменов. Сейчас на полставки, чтобы уделять учебе больше времени. Мне все нравится: дружный коллектив, стабильный заработок и возможность приносить пользу родному городу.  

В детстве я мечтал быть кондуктором и учителем. Первое желание уже сбылось, второе на подходе. Я на третьем курсе Самарского государственного социально-педагогического университета, после получения диплома буду преподавать детям историю. Уже несколько лет выступаю перед школьниками с лекциями к Дню Победы. Мне интересно анализировать наше прошлое, без которого, как известно, нет будущего. 

Будучи учеником десятого класса, я подготовил краеведческий проект по истории самарского трамвая, в котором изложил путь развития электрического транспорта с 1915 года. Моя работа заняла первое место на региональном конкурсе «Взлет». Сейчас я планирую продолжить исследование. В музее ТТУ огромное количество экспонатов, а документы можно изучить в городском архиве. Уверен, там я смогу узнать много нового об истории Кировского трамвайного депо, в котором работаю. 

Однако самая интересная информация — та, которую получаешь из первых уст. Некоторые сотрудники работают в трамвайно-троллейбусном управлении десятилетиями и помнят много любопытных фактов и интересных историй. В архивах такого не найдешь. За день трамвай делает 24 круга, две смены укладываются в 48 рейсов. За это время происходит много интересного. Моя коллега Вера Николаевна Кухарева работает водителем больше 40 лет. Ездит в основном по девятому маршруту, который проходит по Безымянке и Металлургу, и может рассказать, что из себя представлял электрический транспорт в разные периоды времени. К примеру, раньше в часы пик на маршруты выпускали поезда из трех вагонов. Мне как историку полезно обращать внимание на такие детали. 

Владислав Турутин: В детстве я мечтал стать кондуктором и учителем

Одна команда

Работа кондуктора предполагает, что ты всегда на ногах. Это бодрит, особенно когда обслуживаешь сразу два вагона. Заступив на смену, я получаю терминал и катушки, которые потом превращаются в билеты. Перед выходом в рейс обязательно протираю поручни и сиденья. Полы накануне моют ночные уборщицы. Вагон может заехать в депо в районе полуночи и в 5:00 уже выехать. В моем депо на XXII-м Партсъезде 140 вагонов, которые важно привести в порядок до встречи с первыми пассажирами. 

Коллектив у нас замечательный — проверенный годами, надежный. Но кадровая нехватка есть. Сейчас идет активная кампания по набору новых сотрудников. Жителей города и области информируют о плюсах работы в ТТУ. Это имеет определенный эффект. Соискателей приходит больше. 

На рейсе водитель и кондуктор становятся одной командой. Мы любим наших пассажиров и стараемся, чтобы их поездки проходили с комфортом, чтобы не было нареканий на нашу работу.  

Когда поют пассажиры 

Работа в праздничные дни — это особая атмосфера. В этом году 9 мая я вышел на маршрут №3. Мы везли граждан на парад, а потом обратно после салюта. Утром самарцы были притихшие и торжественные, а вечером все вместе пели песни военных лет — «Катюшу», «День Победы», «С чего начинается Родина», «Cмуглянку». Это очень мощно, когда два вагона людей поют хором. Чтобы разделить праздник со своими земляками, я специально взял две смены, дневную и вечернюю. Если сотрудник не возражает, такое не возбраняется. 

Во вторую смену водитель Глеб Евстифеев украсил наш салон флажками и ленточками. Сам надел красивую рубашку и головной убор. Создал настроение и себе, и пассажирам. 

Для меня День Победы — особый праздник. В Великую Отечественную войну воевали мои прадедушки и прабабушки. Они прошли славный боевой путь. Об этом я в том числе рассказывал ребятам на своих лекциях в самарской школе № 28, а также в своем родном Усть-Кинельском. У меня есть коллекция копий боевых наград, а также модель памятной медали «Куйбышев — запасная столица», появившейся в 2016 году, с изображением нашей площади Куйбышева, танков и солдат. Экспонатов уже более ста. Часть я приобрел на Птичьем рынке, остальные прилагались к газете «Аргументы и факты». Эту коллекцию я тоже демонстрирую школьникам, чтобы оживить наши занятия. 

Владислав Турутин: В детстве я мечтал стать кондуктором и учителем

Преподавание и создание фильма 

Мне нравится преподавать. В феврале у нас была практика, я очень воодушевился. Свою роль сыграло и то, что из-за пандемии мы два года находились на дистанционном обучении. Ограничения в плане межчеловеческого общения не идут на пользу. Многим ребятам теперь привычнее сидеть дома, а не участвовать в различных активностях. Конечно, важно владеть современными средствами коммуникации, но и живое взаимодействие со сверстниками и педагогами исключать нельзя. 

У меня много хобби. Например, сейчас с друзьями снимаю фильм про девятый маршрут, потому что он для нашего города почти достопримечательность. Да, основные точки притяжения находятся в историческом центре Самары, но и на Безымянке можно найти свои жемчужины. Еще мы монтируем фильм про снос «Колизея» — своеобразного символа Кировского района. Я работаю на маршруте № 25 и каждый день проезжаю мимо. Можно сказать, наблюдаю смену эпох. Наше небольшое творческое объединение называется «Путник» и специализируется в основном на краеведческой тематике. 

Пишем историю вместе 

Я живу в 15-м микрорайоне. Возможно, именно это определило мою любовь к городскому транспорту, ведь там с одной стороны — трамвайное кольцо, с другой — троллейбусное, а с третьей — автобусное. 

Почти два года я каждый день выхожу на линию как на праздник. Не бывает двух одинаковых смен. В Кировском депо 12 маршрутов, теоретически я могу оказаться на любом, но чаще всего бываю на 25-м и 13-м. Постоянные пассажиры узнают меня и здороваются, угощают конфетами, а ближе к сентябрю яблоками с дачи. 

Мне очень нравится вручать билеты малышам, которые едут с родителями. Приятно видеть их сияющие глаза, когда дядя в оранжевом жилете протягивает им бумажный квадратик. Также стараюсь всегда помочь людям, когда они спрашивают, где им лучше сойти. Иногда прокладываю маршрут с помощью приложения на телефоне. 

Негативные моменты, конечно, случаются. Бывает, человек заходит усталый или не в настроении. Повышает голос и указывает на проблемы, решение которых никак от нас не зависит. Например, с одной банковской карты можно пробить только три билета, а заплатить надо за большую семью. Но лимит устанавливается не нами. Мы c коллегами стараемся сглаживать острые углы, не идем на конфликт. Никогда не высаживаем школьников, у которых не пополнен баланс на карте. Будим подвыпивших пассажиров, чтобы они не проехали свою остановку. 

Случаются и экстраординарные случаи. Те, кто ездит по маршрутам №19 и № 7, рассказывают, что иногда заходят люди прямиком из психиатрической больницы, чуть ли не в халатах. Говорят: «Здравствуйте! Я психический», делают по маршруту круг и выходят. Может, конечно, это байки, я лично с таким не сталкивался. 

Хочу попросить всех пассажиров быть взаимно вежливыми и своевременно оплачивать проезд. Не забывать пополнять школьные карты детям, уступать места пожилым людям. От этого во многом зависит атмосфера в салоне. Вместе мы пишем новую историю трамваев в Самаре. 

Фотографии автора

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации