Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

17.05.2022

1518

Автор:

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

30 лет назад в Самаре состоялась первая Российская студенческая весна. Некоторые участники и организаторы того фестиваля сегодня успешные артисты, режиссеры, ведущие. Они поделились с корреспондентом «СГ» своими воспоминаниями и рассказали, как студенческое творчество может перерасти в профессию. 

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Александр Морозов, 
юморист, лауреат одного из первых фестивалей:

 «Мы жизнью рисковали ради сцены»

— В студвесне, вообще-то, учащимся профессиональных вузов — а я тогда учился в Государственном институте искусств и культуры на режиссера — участвовать не разрешалось. Но организаторы нашли какую-то лазейку, и мне довелось приобщиться к этому событию. 

Для начинающего артиста это большое счастье и удовольствие — выступать во Дворце спорта: он был набит битком, тысячи зрителей. Я и сейчас считаю, что студвесна — событие крайне важное. В наше время парни и девушки, попросту говоря, по подъездам прятались, а сейчас, мне кажется, их ничего, кроме интернета, не интересует. А ведь творчество молодежи свойственно, и реализовать себя совсем не обязательно в тик-токе. Можно выйти на сцену и обменяться энергией с теми, кто в зале. Это необходимо как воздух любому талантливому мальчику, любой девочке. Для многих ребят это возможность попробовать себя в другой сфере, в новой ипостаси и даже поменять жизненные цели. Сколько прекрасных артистов, ведущих взрастила студвесна, скольким молодым открыла новые пути! 

А для меня это был замечательный повод «потусоваться»: мы в Самаре все друг друга знали и были рады знакомиться с ребятами из других городов. Воспоминания о том времени самые теплые, хотя на сцене-то я был всего несколько минут в составе коллектива «Комиксы». Мы выступали в жанре клоунады. У нас были огромные мексиканские шляпы-сомбреро, из них валили дым, огонь. Мы буквально рисковали жизнью, но выглядело все очень круто, особенно по меркам 90-х годов. Сейчас это было бы невозможно, а в то время никто и не думал о технике безопасности. Мы и сами были такими энергичными, такими заряженными на творчество, такими горячими!

На студвесне я видел немало талантливых артистов. Одного молодого человека вспоминаю и сейчас, спустя 30 лет, — и только с высоты своего опыта осознаю, каким мастерством он обладал. Он исполнял какую-то классическую оперную арию, очень красиво, но не попадая ни в одну ноту. Это архисложно для профессионального певца, это высший пилотаж. Не знаю, к сожалению, как сложилась судьба у этого парня, но надеюсь, он добился успеха, как и многие участники студвесны. 

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Александр Файнштейн,
шоумен, лауреат Российской студенческой весны-1993:

«Пересмотрели будущее»

— Большинство участников первой Российской студвесны состоялись как артисты намного раньше, чем попали на фестиваль. Случайных людей там не было. Например, Александр Морозов, с которым мы до сих пор дружим, был настоящим профессионалом задолго до студвесны. Те ребята, которые сегодня продолжают выбранный три десятилетия назад путь, скорее всего, состоялись бы в любом случае: все они самобытны, ярки, работоспособны, что самое главное. Все они очень много трудились, чтобы достичь своей цели. Фестиваль стал для них лишь трамплином. Такие люди обречены на успех, а масштабное мероприятие — возможность, чтобы члены жюри, зрители увидели и запомнили их и их творчество. 

Многим юным артистам студвесна помогла пересмотреть свое будущее. Многие звезды — тот же Александр Морозов, Пелагея — загорелись именно на этом фестивале. 

Большинство самарских участников до сих пор в творчестве. Вместе с Антоном Логвиным и Женей Козаченко мы сейчас поставили спектакль — конечно, комедийный. Не отпускает нас даже спустя 30 лет. В этом отношении мы неплохой пример для современной самарской молодежи. Они должны понимать, что никаких преград на пути талантливого человека просто нет. Студвесна и тогда, и сейчас отличная площадка для старта в профессию, для поиска себя, возможность заявить о себе. 

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Сергей Войтенко, музыкант, лидер группы «Баян-Микс», депутат Самарской губернской думы,
победитель одного из первых фестивалей:

«Побеждать всегда сложно» 

— Конкурсы до сих пор остаются для меня волнительным моментом, несмотря на то, что сейчас я уже сижу в жюри. Соревновательный дух все равно живет во мне, ведь даже опытные, маститые артисты всегда ревностно следят за творчеством коллег: кто лучше споет, станцует, сыграет. Мы все, творческие люди, бойцы по натуре, это живет в нас. 

Я много лет подряд становился лучшим на международных музыкальных конкурсах — казалось бы, не привыкать. Но студвесна стала особым событием даже для меня. Это было чем-то новым, непривычным. Конкурсы, в которых я участвовал до того, были серьезными, академическими, а здесь эстрадная история, которая давно была мне интересна. Хотелось попробовать. Мы образовали трио: я играл на баяне, Евгений Овчинников — на кларнете, а Андрей Колесников — на гитаре и пел. Заняли первое место. 

Побеждать всегда сложно. Успеху предшествовали бессонные ночи, волнение. Другая сторона медали — множество новых знакомств, интересное общение. Было очень весело. Одним словом, молодость, а это всегда круто. Очень рад, что студвесна снова в Самаре, и буду рад принять в ней участие. 

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Александр Давыдов,
главный режиссер первого фестиваля «Российская студенческая весна»:

«К фестивалю готовились много месяцев»

— В 90-е годы я работал в Федерации студенческой молодежи авиационного института. Федерация и выступила инициатором проведения Всероссийской студвесны. Такие фестивали в Куйбышеве и потом в Самаре были очень популярны. В каждом институте были свои команды, свои таланты, они соревновались на городском и областном уровнях. Мы подумали: а почему бы не выйти на масштаб страны? 

На первых российских фестивалях, которые прошли у нас в городе, я выступал в качестве режиссера: встречался с представителями творческих коллективов, которые приезжали из других регионов. Вместе мы что-то исправляли, совершенствовали, дорабатывали. Вообще, подготовка такого большого мероприятия занимала не один месяц. 

Наши земляки всегда выступали отлично. Студвесна для многих из них стала дополнительным толчком, стимулом для профессионального роста, а кто-то просто убедился в том, что выбрал правильный путь. Для молодого человека 17 или 20 лет получить звание лауреата РСВ означало признание на общероссийском уровне. Это окрыляет, заставляет искать, творить по-новому. 

Сравнивать фестивали 30-летней давности с тем, что происходит сейчас, конечно, нет смысла. Сейчас все ярче, технически совершеннее и проще. У нас в свое время даже раций не было, я уж не говорю про мобильные телефоны. Если что-то надо было кому-то передать, мы просто бегали по Дворцу спорта. 

Для меня фестиваль стал чем-то большим, важным, о чем сегодня приятно вспомнить и рассказать. Есть на этой земле что-то такое, что было мною и моими коллегами сделано качественно. Более того, это что-то до сих пор живет, процветает, ширится. 

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Михаил Нейштадт, режиссер эстрады и массовых мероприятий, художественный руководитель школы театрального искусства «Эстрадная мастерская Михаила Нейштадта»:

«Квинтэссенция творческих начинаний»

— Студвесна для меня началась в 1979 году, когда я поступил в политех. Курсу к третьему понял, что жизнь моя, скорее всего, будет связана с тем, чем я занимался в паузах между учебой. Но вуз я все равно окончил. В 1989 году поступил в ГИТИС, на эстрадный факультет. Так хобби стало профессией — ровно так, как это бывало со многими участниками студвесны в разные годы. Многие ребята благодаря фестивалю находили свое призвание и меняли жизненные приоритеты. В какой-то момент они из самодеятельности переходили в профессионалы. Так и я стал эстрадным режиссером, а последние 12 лет еще и обучаю актерскому мастерству детей. Вот и получается, что все мы родом из студвесны: и баянист-виртуоз Сергей Войтенко, и комик «Кривого зеркала» Александр Морозов, и «Новые русские бабки», выпускники тольяттинского политеха. Вспомнить всех невозможно. 

Что касается именно Российской студенческой весны, то там уже выступали мои ученики — с ней я близко не соприкоснулся. Зато моя супруга Марина Нейштадт, в то время Староквашева, получила Гран-при в 1992 году: она танцевала с Владимиром Самаркиным. В жюри был замечательный профессионал, мастер чечетки Владимир Иванович Кирсанов, педагог ГИТИСа, которого, к сожалению, недавно не стало. 

Первая Российская студвесна — это идея организовать общение талантливых ребят со всей страны, а их всегда во всех вузах России было великое множество. Молодежь писала песни, стихи, ставила театральные миниатюры. Фестиваль дал возможность заявить о себе на федеральном уровне. Для многих это стало счастливым билетом. Когда люди съехались в Самару со всех регионов, получилась квинтэссенция творческих начинаний. И 30 лет спустя Российская студвесна опять в нашем городе. Ура, товарищи! 

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Евгений Козаченко,
популярный ведущий, победитель Российской студенческой весны-1995:

«Мы были самыми крутыми чуваками»

— Студвесна для меня – начало карьеры. Вместе с Антоном Логвиным и Дмитрием Лепиным, к сожалению, ныне покойным, мы создали СТЭМ «Просто так». Это был компактный проект из трёх непохожих и разноплановых артистов, который нам помогали продвигать ребята из самарского театра миниатюр «Дети лейтенанта Шмидта» во главе с Михаилом Нейштадтом и Александром Файнштейном. К 1995 году мы были уже «прожженным» коллективом в плане участия в фестивалях.

Наше выступление на РСВ смахивало на КВН, но шутки были больше актёрскими, паузы более театральными – ведь это театр миниатюр. После победы мы, в хорошем смысле, задрали носы, обрели уверенность в себе, начали зарабатывать.

Про нас узнали. Мы стали популярны в городе. Это сейчас стендап – один из самых популярных жанров, а тогда кроме нас в Самаре юмором никто почти не занимался.
Мы выступали по клубам, ресторанам, были востребованы в других городах. Даже ездили в тур по детским лагерям – кто нам за это платил уже и не вспомню. Было здорово. Мы были самыми крутыми чуваками на тот момент, мы нашли себя, мы состоялись в профессии. Спасибо за это Студвесне!

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Антон Логвин, импресарио, конферансье, художественный руководитель эстрадного театра «Просто так», победитель Российской студенческой весны-1995:

«Мы до сих пор вместе, до сих пор творим»

— Увлечение театром и творчеством началось еще в школе. В студвесне я участвовал, будучи студентом института культуры, но в составе СТЭМа «Просто так» авиационного университета. В 1995 году мы победили с номером «Случай на переговорном пункте». 

А после началось самое интересное: Гран-при фестиваля памяти Аркадия Райкина, Гран-при Омского фестиваля, сольный концерт в театре эстрады у Геннадия Хазанова в Москве. Нас показали по ТВ-6: была там такая программа, предтеча «Камеди Клаба» — «12 копеек». Много интересного было, а началось все со студвесны. 

К фестивалю мы подошли осознанно, не спонтанно. Мы стремились стать профессионалами и в итоге стали. Наше хобби начало приносить доход, превратилось в работу. Мы обзавелись хорошими костюмами, лаковыми туфлями. Но тем не менее победа в студвесне стала радостным шоком, первой большой победой, показала, что мы идем по верному пути. 

Мы до сих пор вместе, мы до сих пор творим. Сейчас самарцы могут увидеть спектакль по пьесе Григория Горина и Аркадия Арканова «Тореадор» в театре современного искусства «Артист». Мои партнеры — Евгений Козаченко и Александр Файнштейн. По-прежнему с нами один из ведущих самарских пианистов Дмитрий Регов и тапер, музыкальный редактор Виталий Субочев. 

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Елена Пахомчик, арт-директор, бренд-менеджер, лауреат Российской студенческой весны-1995:

«Показать себя можно было только на студвесне»

Я с детства занималась хореографией, танцевала в «Задумке». Первый раз участвовала в студвесне еще в школе, в 16 лет, и продолжила, поступив в пединститут.  

Наш коллектив назывался «Де факто», мы были достаточно известны в городе. Выступали в трех всероссийских фестивалях начиная с самого первого и в последнем для нас победили. 

С точки зрения профессионального роста значение фестиваля для меня огромное: в то время для танцоров вообще никаких конкурсов не проводилось, и заявить о себе было просто негде. Это сейчас множество мастер-классов, шоу, баттлов. Показать себя можно было только на студвесне. И когда студенческий коллектив снимал КРЦ «Звезда», чтобы провести факультетский фестиваль, это было нереально круто по тем временам. 

Мы часто ездили выступать в другие города, постоянно знакомились с новыми людьми. С некоторыми до сих пор общаемся, пересекаемся и по жизни, и профессисионально. Многие знакомства вылились в дружбу, сотрудничество. Это был бесценный навык коммуникации, обретения уверенности в себе. 

Он очень пригодился мне во время работы на посту арт-директора все той же легендарной «Звезды». В то время к нам приезжали известные российские и зарубежные артисты и диджеи. Без ложной скромности могу сказать, что я стояла у истоков каждого второго крупного творческого проекта губернской столицы, и даже на сочинскую Олимпиаду съездила — руководила клубом на Красной Поляне. Сейчас я реализуюсь в ресторанном бизнесе, но в любом случае эта деятельность связана с творчеством. Понять, на что я способна, мне помогла именно студвесна. Это был реальный толчок для личностного роста. 

Фотографии из личных архивов героев публикации

Трамплин к успеху. Как студвесна изменила судьбы молодых артистов-любителей

Читайте также:

Город

Заведующая музеем МП «ТТУ» Алевтина Новикова: Профессией надо жить

О любимых экспонатах и о людях, творивших историю предприятия

История

В этот день 77 лет спустя

Акция «Лучи Победы» приурочена к годовщине парада в Москве на Красной площади

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации