Солистка оперной группы Анастасия Лапа: Спектакль — это всегда волнение, азарт и счастье

28.04.2022

2524

Автор:

Солистка оперной группы Анастасия Лапа: Спектакль - это всегда волнение, азарт и счастье

Март этого года для солистки Самарского академического театра оперы и балета имени Шостаковича Анастасии Лапа выдался особым. Во-первых, она разучивает партию Виолетты Валери в опере «Травиата». Во-вторых, получила стипендию правительства РФ. А в-третьих, победила в городской акции «Женщина года-2021» в номинации «Представитель культуры и искусства». 

— В 2017-2018 годах вы работали в Челябинском театре оперы и балета. Как оказались в Самаре?

— Мне захотелось перемен, и я отправила заявку на прослушивание. Когда приехала в Самару, меня в первую очередь поразили здание театра — своим масштабом, монументальностью, а также огромная площадь перед ним. После прослушивания приняли в труппу.

— В прошлом году вы получили награду «Самарская театральная муза» за партию Адины в опере «Любовный напиток». Сложно исполнять музыку Доницетти?

— На первый взгляд может показаться, что она легкая и воздушная. Но исполнять ее технически сложно. Два акта находишься на сцене, а партия Адины тесситурно высокая — голос постоянно нужно держать в тонусе, в позиции, чтобы он блестел и звенел. В нашей постановке много физической активности, движения, что может сбивать дыхание. Нужно успевать контролировать все эти процессы.

Спектакль ставили в период пандемии, поэтому он создан в формате semi-stage (Мизансценически выстроенное концертное исполнение в костюмах — прим. авт.). Оркестр и дирижер находятся на сцене, и не всегда можно их видеть. Нужно постоянно быть начеку.

Солистка оперной группы Анастасия Лапа: Спектакль - это всегда волнение, азарт и счастье

— Один из самых ярких спектаклей самарского театра последних лет — «Любовь к трем апельсинам». Как вам Сергей Прокофьев?

— Я очень люблю этого композитора, еще со времен консерватории. На госэкзамене исполняла первый акт «Игрока». Обожаю музыку ХХ века, для меня не составляет сложности ее исполнять. Она мне очень близка. Я ее чувствую, слышу.

— Интересно было работать в стилистике конструктивизма?

— Это потрясающе. Костюмы Натальи Земалиндиновой очень интересные, графичные. Режиссер-постановщик Наталья Дыченко, художник-постановщик Елена Соловьева проявили невероятную фантазию и сделали очень яркий спектакль.

Солистка оперной группы Анастасия Лапа: Спектакль - это всегда волнение, азарт и счастье

— У вас много главных партий: Мими в «Богеме», Памина в «Волшебной флейте», Татьяна в «Евгении Онегине», Микаэла в «Кармен». Есть среди них особенно сложные?

— Все роли мне дороги и близки по-своему. Любая партия получается не сразу — это постоянная и длительная работа, которая порой занимает годы. Спектакль — это всегда волнение, азарт и счастье.

— У вас много главных партий: Мими в «Богеме», Памина в «Волшебной флейте», Татьяна в «Евгении Онегине», Микаэла в «Кармен». Есть среди них особенно сложные?

— Все роли мне дороги и близки по-своему. Любая партия получается не сразу — это постоянная и длительная работа, которая порой занимает годы. Спектакль — это всегда волнение, азарт и счастье.

— Вы исполняете Стасси в «Сильве». В чем сложность «легкого» жанра оперетты?

— В оперетте есть драматический текст. А в моей консерватории предмет сценречь проходят мельком. К сожалению. Разговорная речь сбивает, приходится перестраиваться, пока перестроился — уже и петь пора. 

В опере в центре повествования чаще любовь, трагедия, смерть, а в оперетте нужно не просадить сцену, не затянуть паузу, держать при этом приподнятое настроение на протяжении всего спектакля.

Солистка оперной группы Анастасия Лапа: Спектакль - это всегда волнение, азарт и счастье

— Как вы относитесь к тенденции последних лет на больший драматизм в оперных спектаклях?

— Мне кажется, это правильно. Это развитие. Время идет вперед, мы все становимся более гибкими, динамичными, живем в другом темпе. От нынешних оперных певцов сейчас много требуют, ты должен быть гибким. Но современные тенденции не должны идти вразрез с партитурой. Опера — это в первую очередь музыка, и там все уже заложено композитором.

— Вы участница и лауреат различных международных конкурсов. Проигрыш в соревновании может подавлять творческое начало?

— Безусловно. Конкурсы вещь непредсказуемая, травматичная, но и закаляющая. Лично мне на данный момент интересно развиваться в рамках репертуара театра — готовить партии, выходить в спектаклях.

— Еще одна тенденция последнего времени — современная одежда в оперном спектакле. Было бы вам комфортно выступать, например, в джинсах?

— Главное — обойтись без крайностей. Если эти джинсы оправданны, то почему бы и нет. Любой костюм должен быть удобным, комфортным. Но я все же предпочитаю классические постановки с исторически достоверными костюмами. Это помогает лучше прочувствовать своего героя, время, эпоху.

Солистка оперной группы Анастасия Лапа: Спектакль - это всегда волнение, азарт и счастье

— Можно ли человека заинтересовать классической музыкой в зрелом возрасте?

— Конечно. Просто что-то в душе откликается, и классическая музыка начинает тебе нравиться. Ты хочешь ее понимать, разбираться в ней. Мир оперной музыки огромен, разнообразен и неисчерпаем. Хочется бесконечно погружаться и находить что-то новое для себя.

— Как бы вы оценили уровень самарского оперного театра?

— Высокий. Меня окружают прекрасные люди, профессионалы своего дела. Когда я вводилась в большие спектакли, то видела, что старшим коллегам не все равно. Они давали ценные советы, к которым я прислушивалась и которые мне помогали. Каждый уникален, талантлив, красив, и это здорово.

Солистка оперной группы Анастасия Лапа: Спектакль - это всегда волнение, азарт и счастье

Родилась в Республике Хакасия. Окончила хоровое отделение музыкальной школы имени Александра Кенеля (2012, класс заслуженного работника культуры Республики Хакасия, почетного работника общего образования РФ Нины Шекерюк), Уральскую государственную консерваторию имени Модеста Мусоргского (2017, класс народной артистки РФ профессора Маргариты Владимировой).

Работала в Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени Михаила Глинки (2017-2018).

В труппе Самарского академического театра оперы и балета с 2018 года.

Лауреат XXII Международного фестиваля-конкурса «Берега надежды» (Екатеринбург, 2012).

Лауреат международного конкурса вокалистов Academia (Пермь, 2014).

Лауреат смотра-конкурса вокалистов — выпускников музыкальных вузов России (Санкт-Петербург, 2017).

Лауреат Всероссийского конкурса академического пения «Вдохновение» (Абакан, 2020).

Лауреат премии «Самарская театральная муза» в номинации «Лучшая работа солистки оперы» за партию Адины в опере «Любовный напиток» (2021).

Государственная стипендия правительства РФ от СТД РФ (2022).

Победительница городской акции «Женщина года-2021» в номинации «Представитель культуры и искусства».

Фотографии: Самарский академический театр оперы и балета

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации