Руководитель театра-студии «Ремарка» Алексей Романов: Хотим стать лабораторией новаторских постановок

27.04.2022

2528

Автор:

Руководитель театра-студии «Ремарка» Алексей Романов: Хотим стать лабораторией новаторских постановок

При ДК «Чайка» Красноглинского района три года назад студентами и выпускниками Самарского государственного института культуры был создан театр-студия «Ремарка». Начинающим режиссерам и актерам была необходима платформа, где можно было бы совершенствовать свое мастерство. Более подробно об этом рассказал руководитель молодого коллектива Алексей Романов. 

Взяли ситуацию в свои руки

Я выпускник Самарского государственного института культуры. Учился на курсе профессора Виктора Петрова. Еще до вуза занимался у него в коллективе «Синяя птица». На втором-третьем курсе, когда понял, что такое студийная театральная деятельность, задумался о том, чтобы ставить спектакли самостоятельно. Нашел единомышленников. Сначала мы выпустили две комедии Чехова — «Юбилей» и «Медведь». Эти работы получились условно успешными, поэтому к нам пошли люди из других любительских коллективов. Мы хотели играть, пробовать что-то новое, практиковаться и расти. А кто из режиссеров хочет иметь дело с любителями или учащимися? Вот мы и решили взять ситуацию в свои руки, доработать наши студенческие опыты. Следующим шагом стала постановка пьесы Островского «Не от мира сего». После этого я осознал необходимость создания собственной студии. 

В 2019 году поступил в магистратуру на кафедру театрального искусства к профессору Михаилу Карпушкину. В то же время при Доме культуры «Чайка» появилась «Ремарка». Директор Гузалия Сафина дала «добро» на открытие второго театрального коллектива, и с 2018 года я дважды в неделю веду детскую театральную студию «Символ». Юные артисты нередко играют у нас роли вторых-третьих планов. Огромный плюс в том, что ребята уже знакомы с основой системы Станиславского, спецификой вахтанговского фантастического реализма — любителю это трудно объяснить. 

В «Ремарке» полная свобода творчества. В первом составе были в основном мои однокурсники, а сейчас и более молодые студенты, и любители, и профессиональные актеры: Борис Трейбич из театра «Город», Олег Тимофеев из театра кукол, Алексей Кузнецов из художественного театра «Витражи», Николай Тренкин из «Крыльев», Валентина Самыгина из «Перемены».

Руководитель театра-студии «Ремарка» Алексей Романов: Хотим стать лабораторией новаторских постановок

На радиоволне

Еще один способ заявить о себе — радиоспектакли для основных интернет-площадок, таких как «Яндекс.Музыка», Spotify и другие. Наша цель — ставить две премьеры в год: классику и современную пьесу. Мы нашли технического специалиста, звукорежиссера и композитора в одном лице, которому интересно работать с таким форматом. Уже выпустили аудиопостановку «Честный вор» по рассказу Достоевского к юбилею писателя. Сейчас готовим «Черную пургу» Анастасии Букреевой — она должна выйти в мае. 

Последняя пьеса довольно громко прозвучала на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в прошлом году. На этой лаборатории дебютанты имеют возможность не только публично представить свой текст, но и услышать мнения и советы профессионалов. Мы следим за тем, что там появляется: новаторской режиссуре интересны последние веяния в области драматургии. «Черная пурга» нас впечатлила. Связались с автором, получили разрешение на постановку, переработку, так как изначально планировали аудиоформат. Объяснили, что наша цель не заработать, а построить репертуар, получить известность у зрителя, слушателя, чтобы мы были интересны своим творчеством. 

Действие пьесы происходит в городе N, самом холодном городе мира. Главный герой пытается выбраться оттуда, но ему мешает вьюга: нет интернета, не работают аэропорт и железнодорожное сообщение. Текст — череда диалогов с жителями: продавщицей, врачом, официантом. При этом все они шахтеры, что превращает действие в фантасмагорию, некий перевернутый город. Предлагаю всем послушать.

Руководитель театра-студии «Ремарка» Алексей Романов: Хотим стать лабораторией новаторских постановок

Шесть премьер

Мы очень хотели иметь собственный постоянный репертуар, базу. Кроме спектакля «Не от мира сего», мы поставили «Тень» по пьесе Евгения Шварца, «Оркестр» Жана Ануя, «Огниво» по сказке Андерсена, «Ночь перед судом» по Чехову. 

Стоит особо отметить спектакль «Оркестр», премьера которого состоялась в рамках недавней «Театральной недели» в ДК «Чайка». Мы его задумывали, чтобы занять женскую часть труппы, так как до этого у нас преобладали мужские роли. Это траги-концерт-комедия — так мы определили жанр. Здесь много сложной, открытой игры на зрителя, четвертая стена отсутствует полностью. Работа женского оркестра в послевоенной Франции, где почти нет мужчин. У каждой музыкантши свой дом, семья, проблемы, отношения, которые выплескиваются на сцену, и зритель понимает, как одиноки эти героини, как пуста их жизнь. Все, что остается дамам, — смеяться друг над другом. Это такой курятник: постоянный смех, яд, колкости. 

Мы старались воссоздать атмосферу, моду того времени. У нас очень много красного цвета в одинаковых костюмах — чтобы показать внешнее единство коллектива и внутреннюю, истинную разобщенность, разрозненность людей, их неприязнь к партнерам, подругам и, в общем-то, самым близким людям. Потому что, как выясняется, кроме коллег у них никого нет. 

Зритель принял постановку очень тепло, было много гостей из других районов города. Это еще одно подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении. 

Руководитель театра-студии «Ремарка» Алексей Романов: Хотим стать лабораторией новаторских постановок

Простых путей не ищем

Сейчас в студии 20 человек, из них четверо — режиссеры. Все они играют в спектаклях. Как и в студенчестве, мы все делаем своими руками: декорации, реквизит, костюмы. Правда, нам помогают костюмеры Домов культуры поселков Управленческий, Мехзавод, Красная Глинка. Режиссерские работы, как показывают отзывы профессионалов, у нас уже взрослые, зрелые. Сохранять и обновлять репертуар при двух-трех репетициях в неделю, когда все работают или учатся, не так просто. Но мы пошли по этому пути. 

Мы стараемся играть на разных площадках, не только в «Чайке», записываем спектакли на видео, отправляем их в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург на различные фестивали. В основном заочные, так как средств на поездки у нас пока нет. Есть несколько побед, рассчитываем на большее. 

Мы понимаем, что исполнительское, актерское мастерство оставляет желать лучшего, нам еще учиться и учиться. Но главная наша цель — донести до зрителя режиссерскую мысль, идею, стать лабораторией для новаторских постановок. Это надо делать здесь и сейчас. Недавно студент Александр Сирота поставил спектакль «Ночь перед судом». Сейчас еще два студента готовятся показать, на что способны. 

Мы делаем ставку на режиссуру, привлекательную не формой, не вызовом традициям, нарочитостью и эпатажем, но возможностью говорить со зрителем на понятном современному человеку языке. Вместе с тем мы даем возможность молодежи накопить к выпуску неплохое портфолио — две, три, четыре работы. Это старт в профессию, которого обычно лишены наши ровесники. Из моих одногруппников только двое работают по специальности. По личному опыту могу сказать: мастера в меня вложили многое, но какой-то помощи и поддержки в плане карьерного роста не было. А ведь главное для театрального специалиста — практика.

Фотографии: театр-студия «Ремарка»

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации