«Папу» наградили. Виктор Мирный рассказал о своей жизни в театре

31.03.2022

2858

Автор:

«Папу» наградили. Виктор Мирный рассказал о своей жизни в театре

Сразу два спектакля театра драмы имени Горького удостоились губернских премий в области культуры и искусства за 2021 год. «Полет над гнездом кукушки» принес награду режиссеру Валерию Гришко и актеру Алексею Егоршину. Также лауреатом стал исполнитель главной роли в постановке «Папа». Виктор Мирный впервые пришел в самарскую труппу почти 30 лет назад. О том, как изменилась жизнь в театре за эти годы, с какими режиссерами ему довелось поработать и в чем он видит главную идею спектакля «Папа», артист рассказал «СГ».

Шанс заявить о себе

Мы с женой, актрисой Еленой Ивашечкиной, окончили театральный факультет Воронежского института искусств в 1983 году. Сразу после выпуска я снялся в главной роли в фильме «Деревья на асфальте» минской киностудии. У меня там были замечательные партнеры: мою бабушку играла народная артистка СССР Галина Макарова, отца — народный артист РСФСР Леонид Кулагин, еще в съемках участвовал заслуженный артист РСФСР Николай Крюков.

В 1993 году мы работали в тольяттинском театре «Колесо», и я получил приглашение от Петра Львовича Монастырского. Ответил, что я не один, а с женой. Он втайне от нашего руководства (Дроздов и Монастырский не очень дружили) приехал и посмотрел Елену в «Вишневом саде», где она играла Варю. И в итоге взял нас обоих, сказав, что моя жена — лучшее, что он увидел в этом спектакле.

В куйбышевском театре мне посчастливилось работать на одной сцене с великими мастерами: Олегом Михайловичем Свиридовым, Верой Александровной Ершовой, Антониной Федоровной Дерябиной (мы все ее называли «мама Тоня»). Это были замечательные артисты. Еще судьба вновь свела меня с моими педагогами — Вандой Павловной Оттович и Всеволодом Михайловичем Турчиным.

Петр Львович всем новеньким сразу давал шанс заявить о себе. В «Хитроумной дурехе» по Лопе де Вега меня подкинули в пару к Владимиру Борисову в роли Лауренсио. И сейчас, кстати, в «Полете над гнездом кукушки» мы вместе играем доктора Спиви. Получается, я в этом спектакле попеременно играю то психа, то врача.

В «Хитроумную дуреху» был ввод, но был у меня и новый спектакль, где мы с Леной исполнили главные роли — «Колдун» по роману Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак». На всю жизнь запомнил афишу с нашими фамилиями: «Дебют Вячеслава Малинина, Виктора Мирного и Елены Ивашечкиной».

Петр Львович окончил институт в 1936 году, учился у Захавы. У него был невероятно большой опыт. Например, Виктор Курочкин ставил у нас «Женитьбу». Спектакль вообще не получался. Петр Львович все не шел — выжидал. За три дня до премьеры посмотрел и широкими мазками обозначил, что кому надо делать. И все сразу сошлось.

Те времена были лучше в плане отношения к нашей профессии. Сейчас театральная молодежь как-то слишком легкомысленно подходит к творчеству. А у меня, несмотря на огромный актерский стаж, нет спектакля, перед которым я бы не волновался. 

Мне важно, чтобы у юного поколения была своя социальная позиция. Шесть лет назад мы выпустили спектакль «Завтра была война» с курсом Вячеслава Алексеевича Гвоздкова. Постановка, над которой вместе с ребятами много работала актриса и педагог Елена Лазарева, сплотила всех нас. Они играют учеников 9 «Б», а я их директора и старшего друга. Этот спектакль дорог мне тем, что за кулисами обычно артисты болтают, а здесь всегда стоит звенящая тишина: они уважают партнеров, которые работают на сцене, берегут особую атмосферу.

«Папу» наградили. Виктор Мирный рассказал о своей жизни в театре

Разные режиссерские подходы

В гродненском драматическом театре я не только играл в спектаклях Зиновия Яковлевича Корогодского, но также был его ассистентом. Работа начиналась с того, что он устраивал читку. Это было безумно интересно и смешно — послушать его собирался весь театр, включая цеха и бухгалтерию.

Потом был Евгений Рубенович Симонов. Он ставил пьесу Марины Цветаевой «Три возраста Казановы» — перенос спектакля из Вахтанговского театра. Евгений Князев, который сейчас является ректором Щукинского училища, нас «разминал», а потом приезжал мастер и собирал все воедино. Василий Лановой играл средний возраст Казановы — мне выпала честь сыграть с ним 52 спектакля на разных площадках Белоруссии и Прибалтики.

У Евгения Симонова был принцип ассоциативной режиссуры. Если у актера что-то не получалось, он мог рассказать анекдот или исполнить матерные частушки, которые он когда-то пел Самуилу Маршаку. У меня роль не шла — я играл молодого Казанову, — и он посоветовал мне сделать большой нос из гуммоза, как у него самого. Казалось бы — чем это может помочь? Но роль каким-то образом сразу получилась. В общем, настоящее волшебство.

На самарской сцене режиссер МХАТа Владимир Кузенков ставил «Эзопа» (специально на Олега Свиридова). У этого постановщика я научился быстро говорить на сцене, но при этом не съедать текст — ускорять мысли и действие. Это умение мне очень пригодилось в дальнейшей работе.

«Папу» наградили. Виктор Мирный рассказал о своей жизни в театре

Трилогия Зеллера

Спектакль «Папа» — это трагедия старого человека, жизнь которого подчиняет себе деменция. Его преследуют странные сны, галлюцинации. Думаю, многие зрители, сидящие в зале, не понаслышке знают об этой проблеме. Мне хотелось донести до публики, что таких людей нельзя бросать, что им нужно оказывать посильную помощь. Дочь моего героя, Анна (которую играют по очереди Наташа Прокопенко и Надя Попова), старается делать все возможное. Но потом обстоятельства складываются так, что она вынуждена оставить его в богадельне.

Спектакль мы сделали за 20 дней. Мне понравилось работать с режиссером Мишей Лебедевым. Он креативный, ясно мыслящий, без своеобразных «богомоловских» закидонов. Молодая поросль может считать нас консерваторами, но для нас важно вскрыть авторские смыслы в тексте, разгадать, что он хотел сказать. Для этого не обязательно раздеваться или отправлять физиологические потребности на сцене.

Автор пьесы Флориан Зеллер ставит массу вопросов, и ему интересно, как тот или иной театр ответит на них. «Папа» — это часть его трилогии. В «Моссовете» играют «Маму», Юрий Бутусов поставил в РАМТе «Сына». Есть спектакль в «Современнике» — главную роль там исполнял Сергей Гармаш, после его ухода — Сергей Шакуров. Есть еще антрепризный спектакль «Папа» с Сергеем Маковецким.

«Папу» наградили. Виктор Мирный рассказал о своей жизни в театре

Точное название

Конечно, получать награды приятно, хотя и не могу назвать себя тщеславным человеком. Очень запомнилась наша поездка в Тамбов на фестиваль имени Николая Рыбакова со спектаклем «Жанна». Мы были частыми гостями на этом форуме — ездили туда семь раз. Премия «Признание», которую вручают в рамках фестиваля, одна, но в тот раз жюри пошло на нарушение протокола и вручило ее двум актерам: Елене Лазаревой — исполнительнице заглавной роли в этом спектакле, и мне, хотя у меня всего одна сцена, и длится она около 20 минут. 

Мне очень нравится название премии — это признание какого-то твоего мастерства. Прозвучали очень дорогие для меня слова: «Сразу видно, вышел мастер. Ничего не играет, а создает определенное ощущение, в которое погружаешься». Дороже всего мне, конечно, признание коллег. А оно, на мой взгляд имеет место быть.

«Папу» наградили. Виктор Мирный рассказал о своей жизни в театре

Фотографии из личного архива героя публикации

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации