Наш ответ Америке

29.03.2013

28

Автор:

Исполняется 30 лет самарским стратегическим ракетоносцам Ту-95МС

В начале 80-х годов прошлого века в ответ на создание в США крылатых ракет, которыми вооружили стратегические бомбардировщики B-52G и B-52H, в СССР в МКБ «Радуга» под руководством генерального конструктора Игоря Селезнева была создана советская крылатая ракета Х-55, дальность полета которой достигала 2500 км. Ракета оснащалась ядерным зарядом мощностью 200 кт. В качестве носителя крылатых ракет Х-55 в ОКБ Туполева был спроектирован стратегический ракетоносец Ту-95МС, серийное производство которого началось в 1979 году на авиационном заводе в городе Таганроге. Но завод был загружен заказами, и тогда, чтобы выполнить программу по производству Ту-95МС в срок, изготовление ракетоносцев передали в Куйбышев на местный авиационный завод №18 им. Ворошилова (ныне ОАО «Авиакор-ави-ационный завод»), который в СССР был передовым предприятием авиационной отрасли. В годы Великой Отечественной войны на заводе делали штурмовики Ил-2 и Ил-10, а в послевоенные годы здесь выпускали самолеты ОКБ Туполева, военные (Ту-4, Ту-95, Ту-142) и пассажирские (Ту-114, Ту-154). На заводе работало более 30 тысяч человек.

Турбовинтовые двигатели НК-12МП для Ту-95МС, спроектированные в ОКБ -276 под руководством генерального конструктора Николая Кузнецова, изготовили на Куйбышевском моторостроительном заводе №24 им. Фрунзе (ныне ОАО «Кузнецов»).

Осенью 1982 года на Куйбышевском авиазаводе изготавливали первый серийный стратегический ракетоносец Ту-95МС, но тогда он назывался «агрегат 021», чтобы запутать иностранные разведки.

В те годы шла «холодная война» и безудержная гонка вооружений, очередной виток которой в 1986 году впервые выиграл СССР, обогнав США по всем видам вооружений.

В сборочном цехе №7 стоял готовый фюзеляж самолета Ту-95МС. В серийном производстве самое трудное — это сделать первый экземпляр изделия, далее при серийном производстве все уже отработано, технология освоена.

Работа на заводе велась в три смены. К 31 декабря 1982 года было необходимо сдать Ту-95МС заказчику.

Чувство долга, понимание большой значимости и важности заказа для обороны страны, ну и конечно, не в последнюю очередь зарплата, в том числе и тринадцатая, премии — все это заставляло работать людей очень добросовестно, но освоение такой грандиозной машины шло непросто.

В октябре 1982 года на завод с инспекцией приехал министр обороны СССР Дмитрий Устинов. «Холодная война» с США усиливалась, случались уже и военные провокации. Ракетоносцы Ту-95МС были крайне необходимы, и как можно быстрее. Перед визитом министра обороны в сборочном цехе №7 к фюзеляжу самолета срочно пристыковали консоли крыла, установили стойки шасси, чтобы ракетоносец выглядел как самолет.

Всем работникам цеха выдали белые халаты, из мебельного цеха принесли и установили диван для министра, но смотреть Ту-95МС Устинов не пришел, после совещания улетел в Москву прямо с заводского аэродрома.

Крыло от самолета отстыковали, и работы продолжились в соответствии с технологическим графиком.

К новому году первый серийный ракетоносец куйбышевской сборки Ту-95МС был собран, но принять его военная приемка не успевала, и тогда, чтобы не подводить людей и сохранить им премии и зарплаты, было решено первый Ту-95МС сделать в варианте Ту-95МА в одном экземпляре для испытаний сверхзвуковой крылатой ракеты «Метеорит». Он впервые поднялся в воздух 30 марта 1983 года в 17.00 по местному времени с заводского аэродрома.

Первый испытательный полет прошел успешно, и после завершения программы заводских испытаний Ту-95МА был передан в летно-испытательный институт им. Громова в городе Жуковском. А первый пуск сверхскоростной крылатой ракеты «Метеорит» с Ту-95МА осуществили 11 января 1984 года.

Тем временем за 1983 год Куйбышевский завод изготовил 7 ракетоносцев ТУ-95МС, а в 1984 году было собрано 14 самолетов. Далее темп выпуска нарастал, это была трудовая победа всех работников предприятия, летчиков-испытателей, заказчиков.

31 декабря 1983 года ракетный комплекс воздушного базирования, включавший самолет-носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, был официально принят на вооружение Дальней авиации ВВС СССР. С 1986 года начался выпуск модернизированных самолетов Ту-95МС с усиленным вооружением — 16 крылатых ракет Х-55, вместо 12-ти. Появилась и новая артиллерийская установка в хвостовой части фюзеляжа, а за счет внедрения вспомогательной силовой установки улучшились эксплутационные характеристики. На ракетоносец установили новые средства связи и радиоэлектронной борьбы.
Ту-95МС регулярно стали нести боевое дежурство в Арктике, над Индийским и Атлантическим океанами, создавая реальную угрозу США.

В 1992 году по указу Президента России Бориса Ельцина производство ракетоносцев Ту-95МС в Самаре было прекращено. По решению руководства завода вся оснастка, необходимая для изготовления самолетов, была утилизирована. Впоследствии министр обороны России Павел Грачев пытался возобновить производство Ту-95МС, но безуспешно.

С 1983 по 1992 год завод изготовил один Ту-95МА и около ста Ту-95МС, которые и сейчас составляют основу стратегической авиации России. С развалом СССР оказалось, что часть ракетоносцев Ту-95МС осталась в Казахстане (40 самолетов в Семипалатинске) и на Украине (25 Ту-95МС — в Узине). Вместе с самолетами на украинских базах оставались 1068 крылатых ракет Х-55. Казахстанские Ту-95МС в феврале-апреле 1994 года обменяли на предложенные российской стороной истребители и штурмовики. Переговоры с Украиной тянулись долго. В конечном итоге, в счет долгов за газ украинской стороной были переданы России летом 2000 года 3 самолета Ту-95МС и 575 крылатых ракет Х-55.

Остальные самолеты Ту-95МС пошли на лом под контролем США. Два самолета было решено оставить в исследовательских целях или переделать их метеостанциям. В настоящее время они находятся на авиаремонтном предприятии в г. Николаеве (Украина) и выставлены на продажу.

Отечественные Ту-95МС базируются в Энгельсе Саратовской области. Над авиабазой шефствует правительство Самарской области, помогает материально летному составу, год назад на авиабазу из Самары доставили трактор для расчистки взлетно-посадочной полосы аэродрома, осуществляется и другая помощь, в том числе по подготовке кадров.

Один из самолетов Ту-95МС носит имя «Самара», и во время учений он пролетал над нашей набережной, вызывая восторг у всех, кто это видел.

В настоящее время в эксплуатации находятся только модернизированные ракетоносцы Ту-95МС. В 2012 году в строю было 32 самолета и еще 60 на складском хранении, несколько машин списано. В 1990-е годы начался процесс модернизации ракетоносцев Ту-95МС в вариант Ту-95МСМ, вооруженных новыми крылатыми ракетами большей дальности Х-101 и Х-102, который проходит и сейчас на авиаремонтном заводе в Рязани.

Кроме Ту-95МС, самарский авиазавод в разные годы собирал — среднема-гистральные пассажирские авиалайнеры Ту-154Б-1, Ту-154Б-2, грузовой вариант Ту-154С. Летающие лаборатории Ту-154ЛЛ, новые Ту-154М, в небольшом количестве стратегический ракетоносец Ту-95К-22 («Кама») для нанесения ударов крылатыми ракетами по кораблям и ведения разведки. Ту-154 «Салон» поставлялись в ВВС и авиации ВМФ СССР, много Ту-154 было поставлено на экспорт в разные страны мира, на заводе изготавливали крыло для «изделия 77» (самолет Ту-204, производство которого изначально планировалось в Самаре, но затем передано в Ульяновск).

Для космического корабля «Буран» на самарском авиазаводе делали панели крыла. Ну и конечно, на заводе производили различные товары народного потребления. Мебельный гарнитур «Каштан». Деревянные макеты штурмовиков Ил-2 по заказу киностудии «Мосфильм» и многое другое.

В наши дни ОАО «Авиакор-авиационный завод» выпускает ближнемаги-стральные самолеты Ан-140-100, средне-магистральные Ту-154М и осуществляет ремонт самолетов Ту-154 и Ан-72.

В декабре прошлого года для Министерства обороны РФ с большой задержкой был сдан Ту-154М в варианте «Салон» и Ан-140-100. Еще один самолет Ан-140-100 поступил для нужд авиации Военно-морского флота России. Всего же выпущено 7 серийных Ан-140-100.

В этом году планируется сдать заказчику еще шесть таких самолетов, а с 2015 года освоить производство Ан-140Т в варианте военно-транспортного самолета с грузовым люком в хвостовом отсеке.

Хочу пожелать всем, кто участвовал в работе по созданию Ту-95МС, всем, кто работал раньше и работает сейчас на самарском авиазаводе, успешного выполнения всех производственных планов, всего самого доброго и удачи во всем.

Виктор ЧИРКОВ, ведущий конструктор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
Наш ответ Америке

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации