«Все запретить нельзя»: эксперты о влиянии музыки и другого искусства на психику

27.12.2021

3964

Автор:

«Все запретить нельзя»: эксперты о влиянии музыки и другого искусства на психику

В России много говорят о необходимости цензурировать художественные произведения и любой другой потенциально опасный контент в интернете. По мнению чиновников и старшего поколения, инфлюенсеры, или, другими словами, медийные персоны с большим количеством подписчиков и фанатов, оказывают сильное влияние на молодежь. Многие уверены, что творчество современных исполнителей подталкивает к насилию, а под воздействием некоторых музыкальных композиций молодые люди уходят из жизни. Мы попросили психологов, психотерапевтов и арт-критиков рассказать о взаимосвязи контента и психического состояния.

Есть ли повод

Для начала поговорим о событиях, которые спровоцировали волну обсуждения этой острой темы. Первое — это трагедия в Перми, где молодой человек устроил стрельбу в университете. Как утверждали местные СМИ, он слушал треки популярного среди подростков русского хип-хоп-исполнителя Моргенштерна. Многие депутаты и чиновники и до того не особо приветствовали творчество музыканта, называя его произведения «разлагающими общество» из-за наличия мата. А в сентябре в Красноярске группа активистов и местный депутат потребовали отменить концерт. Аналогичные случаи возникали и в других городах.

Конечно, темы, которые поднимает рэпер в своих треках, не всегда соответствуют букве закона, как и у остальных его коллег, из-за особенностей жанра: в песнях описываются бандитская жизнь, наркотики и связи с женщинами. Однако в творчестве Моргенштерна нет прямых призывов к насилию.

А вот с творчеством Олега ЛСП все намного сложнее. Действительно, авторы часто поднимают в своих композициях животрепещущие темы, и смысл произведений можно трактовать по-разному. Так случилось с одной композицией ЛСП, которую заблокировали на всех стриминговых платформах. Дело в том, что в ней описывался способ ухода из жизни лирического героя. Судя по всему, мрачное искусство повлияло на нескольких человек, которые совершили самоубийство именно под этот трек осенью 2021 года. Поэтому команда музыканта приняла решение ограничить доступ к контенту и удалила его, несмотря на популярность.

— В контексте причинно-следственной связи суицидов музыка не является определяющим фактором. Польза от нее во все века была больше, чем риск и опасности, — считает психотерапевт Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, сотрудник национального исследовательского центра имени Алмазова Андрей Кашкаров. — Ницше говорил: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». То, как люди, в том числе молодежь, принимают новые результаты творческих экспериментов, свидетельствует об удовлетворении запросов на такой контент в формате ответа на вызовы времени или поколения.

Запрет — не выход

Однозначно, что любая музыка имеет силу. Можно вспомнить гимны и марши для военных — эти патриотические композиции поднимают боевой дух. Но есть и направления, которые способны погружать в противоположные состояния. Если обратиться к истории музыкальной культуры, то можно заметить, что хард-рок или тяжелый металл в свое время тоже вызывали споры и агрессию. Их влиянию приписывали нарушения общественного порядка, в том числе массовые: драки на концертах, росписи стен и иное девиантное поведение. Подобные случаи фиксировали в России и в мире.

— Разумеется, искусство воздействует на формирование мировоззрения, может влиять и на поведение индивидуума и групп. Однако способствовать агрессии или самоповреждению хоррор-кор, мрачный хип-хоп могут при конкретных обстоятельствах, когда человек уже подготовлен к агрессии и самоповреждению другими условиями и событиями. Типичное отсутствие справедливости в обществе, социальных лифтов, доверия, явный обман и паллиатив правды, которые молодые люди видят вокруг себя, — эти и другие обстоятельства приводят к протесту, а он может принимать разные формы. Не будет «провоцирующей» музыки, будут провоцирующая литература, информповоды и новостная повестка, которая тоже формирует характер. Все запретить нельзя, — уверен Кашкаров.

Психотерапевт не считает ужесточение цензуры музыкальных произведений достойным выходом из ситуации. По его мнению, цензурирование не приведет ни к чему хорошему. На запрет будет ответ наиболее радикальной части общества — молодежи. Как на запрет рока в 1970-1980-х годах. В то время исполнители уходили в «котельные», как Виктор Цой, а камерные акустические концерты — «квартирники» собирали свою аудиторию. Рок никуда не делся — напротив, объединял талантливую молодежь и богему, формируя культурный истеблишмент страны.

В итоге специалист заключил, что для того, чтобы минимизировать вред опасного контента, нужно формировать культуру, привлекать внимание молодых людей к разным музыкальным традициям. При этом мыслить необходимо не как представитель власти, а как молодежь, выстраивая доверительные отношения. В единичных случаях нарушений закона или членовредительства, когда музыка объективно является их провокационной причиной, требуется помощь психологов и психотерапевтов.

«Все запретить нельзя»: эксперты о влиянии музыки и другого искусства на психику
Ольга Мурзина-Толорая, куратор психотерапевтического реабилитационного подразделения клиники «СЦХ КЛИНИК»:

— Несомненно, музыка, как и любое другое искусство, влияет на психику людей. Однако винить в негативных последствиях только музыку — довольно ограниченное решение. В призме влияния на суицидальный риск или риск преступления нужно оценивать несколько многозначных параметров — например, микросоциальную среду, наличие ментальных заболеваний, учитывать стрессовые факторы. Только песня или инструментальная композиция не может стать толчком к противоправным действиям. Она же не станет спусковым крючком, если человек раньше не задумывался о самоубийстве. К такому поступку приводит совокупность факторов.

В настоящее время нет четких доказательств того, что какой-то конкретный музыкальный жанр является провоцирующим фактором самоубийства. Поэтому запрещать музыку или исполнителя равно охоте на ведьм. Кроме того, запретный плод всегда сладок, и попытка цензурировать музыкальные жанры не снизит градус интереса к ним, а скорее, наоборот, повысит.

Конечно, с точки зрения поиска оправдания всегда проще думать, что человек послушал такую-то песню и сделал что-то. Следовательно, виновата песня. Но причины негативных поступков кроются гораздо глубже. И выход из ситуации всегда один и тот же: пристально следить за эмоциональным и ментальным состоянием близких, а в случае нарушений обращаться к врачу.

«Все запретить нельзя»: эксперты о влиянии музыки и другого искусства на психику
Наталия Пущинская, журналист, автор проекта
о современном искусстве art-jur.com:

— Любое искусство влияет на людей, а иначе не может быть. Это его основная цель. Для одних искусство — спасение, оно вдохновляет на творчество, дает силы жить, помогает осознать что-то. Других оно, наоборот, может вогнать в депрессию и привести к мыслям о суициде и каким-то асоциальным действиям. Так было и так будет всегда.

Невозможно предугадать, как тот или иной вид искусства будет влиять на отдельного человека. Тем более нельзя запретить людям слушать то, что они хотят, независимо ни от чего. Я уверена, что запрет приведет к тому, что искусство уйдет в андеграунд, и там будут рождаться яркие произведения. В результате еще больше людей будут заниматься и интересоваться им. Потому что искусство — это всегда вопреки, а запрет вызывает любопытство.

Запретить людям любить то искусство, которое им нравится — это не равно спасти и защитить их. Это значит пойти против них, что, конечно, вызовет бунт и гнев. Во что он выльется — это определит только время.

«Все запретить нельзя»: эксперты о влиянии музыки и другого искусства на психику
Оксана Бода, основательница лейбла 9January
и независимый организатор концертов:

— На поведение людей влияют воспитание, окружение, ментальное состояние и другие факторы. Возьмем ситуацию, когда психически стабильный подросток с идеальными взаимоотношениями в семье и друзьями начинает слушать ЛСП, Моргенштерна, мрачный хип-хоп. Подтолкнет ли его музыка к суициду или убийству? Нет. В ситуации же более реальной человек с проблемами в других сферах жизни действительно может усугубить свое ментальное состояние музыкой. Но виновата ли в этом музыка? Опять-таки нет. Дело в стрессах, выгорании, отсутствии коммуникации и в других проблемах ментального характера.

Никакой музыкальный продукт не может быть опасен сам по себе. Опасно отсутствие комфортных условий для развития личности. Запрет и цензурирование музыкантов могут привести только к их еще большей популяризации среди слушателей. Запретный плод сладок. Однако для самих музыкантов это создаст проблемы экономического характера, вплоть до смены деятельности или переезда в другую страну. Это влияет и на других членов команды исполнителя, работников «за сценой» — менеджеров, промоутеров, арт-директоров площадок. В итоге цензурирование вбивает гвоздь в гроб целой индустрии, которая в пандемию и так довольно сильно пострадала.

«Все запретить нельзя»: эксперты о влиянии музыки и другого искусства на психику
Илья Саморуков, культуртрегер Самары и арт-критик:

— Музыка и другое искусство влияют на поведение людей в не меньшей и в не большей мере, чем другие вещи — например, вода, воздух, спорт, телевидение или никотин. Встреча с искусством может изменить жизнь или повлиять на принятие решения. Это решение может быть любым, в том числе и деструктивным.

Искусство — это всегда конкретный медиум: звук, образ, слово, движение. Воздействие этих медиумов на наш мозг оставляет следы. Травма — это тоже след. А искусство, как известно, если не излечивает, то хотя бы сублимирует травмы. Но оно может быть опасным. И тот, кто создает искусство, должен это понимать.

Цензура — это, так или иначе, признание. Это доказательство того, что твое искусство воздействует. А то, что воздействует, может быть опасным.

Цензуре музыка подвергалась и раньше — например, вызывала истерику в СССР в 1960-е. Если мы говорим о Моргенштерне, то значит, что он смог каким-то образом обратить на себя внимание миллионов людей. Другой вопрос, какое послание он несет. Мне оно кажется каким-то темным, хотя уверен, что есть люди, у которых те же треки связаны с моментами счастья.

«Все запретить нельзя»: эксперты о влиянии музыки и другого искусства на психику
Алексей Психический, рок-музыкант и ведущий из Самары:

— Не так давно, как и обычно перед тренировкой, я зашел в раздевалку своего спортклуба, а там на фоне играет музыка 1940-50-х годов, то есть твист, рок-н-ролльчик и всякое буги. В общем, все такое максимально ненавязчивое и приятное. Так вот, одному неопрятному пожилому мужчине этого было вполне достаточно, дабы начать громко ворчать, что, мол, и здесь эти «гребаные америкосы», которые всех достали и все хотят у него забрать. 

Это к чему? Лично я слишком часто вижу вокруг такие крайне неадекватные реакции на вполне адекватные в современном мире вещи. Никакое искусство не может побуждать людей к негативным реакциям и поступкам так, как это делает пропаганда в СМИ. Никакая музыка, как и никакие видеоигры, не побуждают к асоциальному и агрессивному поведению. 

В основе растущего напряжения вокруг поп-культуры или искусства, на мой взгляд, стоят: с одной стороны натянутого каната, госпропаганда, с другой — уровень образованности, а уже где-то посередине — воспитание. Другое дело, что низкий жанр в искусстве, в том числе в музыке, несомненно, играет свою роль. Однако лишь в том, что не формирует хорошего вкуса. Остальное — лишь следствие всей этой дурной цепи. Влияние же Моргенштерна или ЛСП на молодежь не признать нельзя, но я не вижу в этом большой опасности. Здоровая пропаганда спорта, изучения иных культурных традиций — вот, что нужно молодому поколению. Только не запреты.

Фотография обложки: Edward Eyer, pexels.com. Остальные фотографии из личных архивов экспертов

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации