23.12.2021
492
За 11 месяцев нынешнего года в Самаре зарегистрировано 129 ДТП с участием детей. В этих авариях пострадали 138 несовершеннолетних и один ребенок погиб. В аналогичном периоде 2020-го таких происшествий было больше на 18 фактов, или на 12%. Последствия ДТП — это и физические увечья, которые часто требуют длительного лечения, а затем реабилитации, и морально-психологическое потрясение. Страдают не только ребенок, попавший в аварию, но и его родители, семья. Неизмеримо горе, когда жизни детей обрываются на дороге.
Маленькие пациенты
В любой детской травме виноваты взрослые. В этом уверен заведующий травматологическим отделением педиатрического корпуса ГБУЗ СОКБ им. В.Д. Середавина, врач высшей категории Сергей Шуваев. И он точно знает, о чем говорит: переломы и ушибы маленьких самарцев лечит уже более 35 лет.
— Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий — высокоэнергетичные, как правило, сочетанные, множественные, — рассказывает Шуваев. — Это как раз профиль нашего отделения, а также детской нейрохирургии и хирургии, которые входят вместе с нами в состав травмоцентра первого уровня, размещенного на базе больницы. К тому же мы как многопрофильная клиника имеем возможность привлекать к работе врачей самых разных специальностей. Всего в педиатрическом корпусе в этом году пролечились 82 ребенка после ДТП. В нашем отделении из более чем полутора тысяч обращений было 24 пациента. Казалось бы, не так много. Но это всегда очень тяжелые травмы. Их можно сравнить только с теми, которые люди получают при падениях высоты. Лечение таких пациентов для нас, медиков, представляет большую трудность, это сопряжено с физическими и эмоциональными издержками.
По словам травматологов, чаще всего ребята попадают под машины. Чуть реже страдают дети-пассажиры: наиболее тяжелые травмы они получают при лобовом столкновении или если автомобиль перевернулся.
— Лечение нередко растягивается на месяцы, а с последствиями приходится бороться годами, при этом ребенок может остаться инвалидом, — отмечает Шуваев. — Мы стремимся свести к минимуму ущерб здоровью и развитие возможных осложнений. В больнице есть для этого все необходимое, в том числе и прекрасно оснащенная детская реанимация.
На «ватрушках»
Беду каждого маленького пациента медики переживают, как свою собственную. В эти предновогодние дни в реанимации лежит восьмилетний ребенок. Машина, в которой он ехал с родителями, вылетела в кювет. Спавшая на заднем сидении девочка не была пристегнута. Ребенок вылетел из салона. Итог печален: самые серьезные травмы внутренних органов, позвоночника. Стоит ли говорить о том, что ее вины в произошедшем нет?
— Дети становятся невольными участниками дорожного движения: в качестве пассажиров или выезжая на дорогу на велосипеде, самокате, скутере, — говорит травматолог. — Правил поведения на дороге они не знают, особенно малыши. Вы видели, как дети преодолевают пешеходный переход? Свой транспорт они должны вести, как коня, под уздцы. Но юные гонщики мчатся, не снижая скорости. Чаще всего беда случается, когда ребенок оказывается без родительского присмотра. Особенно много таких случаев во время летних каникул. Взрослые работают, а дети предоставлены сами себе. Но случается и иначе: мамы, папы, бабушки и дедушки организовывают на детской площадке «клуб по интересам», а дети играют сами по себе. Они запросто могут выбежать или выехать на проезжую часть.
Снегопад — фактор дополнительного риска. На санках, «ватрушках», ледянках выезжают на дорогу, где и попадают под колеса. Чаще всего это происходит во дворах, на внутриквартальных проездах
— Если санками, ледянками еще как-то можно управлять, то тюбингами — нет. Это спортивный снаряд, предназначенный для использования в определенных, специально оборудованных местах, а у нас катаются где придется. Тюбинг разгоняется до 60 км/ч. Это значит, что силу удара при столкновении с авто можно сравнить с силой удара при лобовом столкновении двух машин. При этом нет ни ремня, ни кресла, которые как-то защищают. Ребенок летит, словно снаряд из пращи — куда он упадет, на что и с чем столкнется в пути, предсказать сложно, — констатирует Шуваев.
Обычно травмы получают здоровые, активные дети. Еще вчера все было хорошо, а уже сегодня ребенок оказался на операционном столе, потому что таким пациентам требуется оперативное лечение.
— Вместе с сотрудниками ГИБДД мы ведем профилактическую работу с родителями и их детьми, чтобы маленькие пациенты не попадали в печальную статистику по ДТП, — подводит итог травматолог.
По неосторожности
По информации самарской Госавтоинспекции, из 138 детей, пострадавших в ДТП в этом году, 94 были пешеходами, 40 — пассажирами и четверо — велосипедистами.
Ребенок-пассажир — самый беззащитный участник движения. Он не может влиять на дорожные ситуации, его безопасность зависит от взрослого водителя. ГИБДД призывает родителей быть ответственными и при перевозке детей в машине использовать удерживающие устройства. Они не предотвращают аварии, но могут значительно снизить вероятность гибели и получения смертельных, тяжелых травм. Детские удерживающие устройства должны соответствовать весу и росту ребенка, европейским стандартам. И, конечно же, их нужно правильно устанавливать.
По неосторожности детей произошло 33 ДТП. В 12 случаях ребята пересекали проезжую часть в неустановленных местах и в восьми — в зоне видимости «зебры». К шести происшествиям привел переход дороги на красный сигнал светофора. Также дети пострадали, двигаясь по парковкам, на электросамокате по проезжей части, на самокате на «зебре», на велосипеде, а также при выходе на дорогу из-за дерева. Наибольшее количество ДТП и травмированных приходится на подростков 10 и 15 лет. Время суток, когда чаще всего сбивали детей-пешеходов, — с 8:00 до 9:00 и с 19:30 до 21:00.
— Проведенный анализ свидетельствует: большинство несовершеннолетних были в момент ДТП без сопровождения взрослых. Это и способствовало тому, что дети выходили на проезжую часть, не убедившись в безопасности перехода, — рассказала начальник отделения пропаганды БДД ОГИБДД управления МВД России по Самаре, майор полиции Ирина Тарпанова.
Пример взрослых
Основные причины ДТП с участием детей — незнание элементарных правил, невнимательность на улице, негативные примеры взрослых. Также, как отмечают специалисты, дорожно-транспортный травматизм детей обусловлен особенностями их психофизиологического развития. Среди них — незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, предвидеть опасность, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, переоценка своих возможностей, неразвитость бокового зрения. Дети меньше переживают за безопасность, чем взрослые, поскольку беззаботны, у них нет жизненного опыта.
По мнению психологов, на проезжей части особенно инфантильны несовершеннолетние, которых постоянно возят в машине — сначала в детский сад, потом в школу, на секции. Они видят улицу из окон автомобиля, чувствуют себя больше водителями, не знают, как пешеходы должны вести себя, у них искажено восприятие пространства.
Обучение детей правильному поведению на дорогах, умению предугадывать, видеть и избегать опасные ситуации нужно начинать с раннего возраста. И самое действенное средство воспитания — пример взрослых. Мама ведет ребенка через дорогу там, где переход запрещен, чтобы сэкономить время? Он поступит так же, когда будет пересекать проезжую часть один. И нет гарантии, что водители увидят, вовремя отреагируют и пропустят ребенка-нарушителя.
СОВЕТЫ ДЕТСКОГО ТРАВМАТОЛОГА СЕРГЕЯ ШУВАЕВА
Материал: Лариса Дядякина, Ирина Исаева
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.
Новости
Новости
Новости
Комментарии
0 комментариев