Психолог Григорий Спижевой: Проблемы общие, но решать их нужно в каждой семье

13.10.2021

494

Автор:

Григорий Спижевой родился и вырос в Самаре, закончил Московский городской педагогический университет. Сейчас он работает психологом и возглавляет общественную организацию «Самарское психолого-педагогическое общество», а также является председателем Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Самарской области. Недавно Григорий запустил социальный проект «Школа родителей нового поколения», которая должна помочь в воспитании детей. Поговорили с ним о том, с какими актуальными проблемами сталкиваются современные родители и как помочь их решить. 

Общие проблемы

— В 2021 году у детей и подростков на первое место выходят такие проблемы, как потеря мотивации к учебе и социальной деятельности. Им не интересно учиться, они не понимают, зачем это нужно. Родители испытывают трудности в формировании у подрастающего поколения нужных привычек: выполнение домашнего задания, занятие спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях. Здесь важно развивать заинтересованность. Любопытство — тоже своего рода привычка, которую можно и нужно прививать в любом возрасте.

Большая проблема современных родителей — это смартфон и компьютер. Ребенок погружается в цифровую и игровую зависимость, уходит в виртуальный мир — и его перестает привлекать мир реальный. Человек становится агрессивным, не формирует навыки общения и адекватного взаимодействия со сверстниками. Несмотря на то, что сейчас это большая проблема во всем мире, ее невозможно решить массово. Так что каждой семье придется справляться самостоятельно.

Остро стоит и вопрос детской и подростковой наркомании. Зависимость в этом возрасте формируется очень быстро. Как правило, если родители общаются со своими детьми, поддерживают контакт, они сразу заметят, что ребенок употребляет запрещенные вещества. В такой ситуации нужно сразу обратиться к специалистам — разговоры и угрозы вряд ли дадут результат. 

Важно внимание

Еще один актуальный вопрос — суицид. Только за последний месяц было несколько сообщений о случаях самоубийства молодых людей. Принято винить в таких происшествиях музыку, фильмы, игры. Но причины, конечно, намного глубже. 

Среда для ребенка в современном мире очень неблагоприятная. Действительно, современная культура, музыка, фильмы, ролики в интернете, которые сейчас смотрят дети, — это опасное цифровое пространство. Необходимо на федеральном уровне сформировать модель психологического сопровождения школьников. Сегодня школьный психолог занимается в основном бумажной работой вместо того, чтобы уделять время каждому ученику, знать, как обстоят дела в каждом классе, в каждой семье. В случае выявления проблемных моментов нужно призывать к участию в решении родителей, учителей, профильных специалистов. Родственникам необходимо учиться общаться с ребенком, выстраивать доверительные отношения.

Другая не менее важная тема — скулшутинг (массовая стрельба в школах, университетах — прим. авт.). Не так давно стало известно о громком случае в университете в Перми. Какие выводы можно сделать из таких происшествий? Опять же нужно уделять внимание детям. Сейчас большинство из них общаются с гаджетами, а не с родителями. 

Если психика не может адаптироваться или имеет отклонения, то может произойти неадекватная реакция. Важно уже понять, что психодиагностика у психолога и психиатра должна быть введена в гигиеническую норму в учебных учреждениях. Сейчас значимость психологической работы в школе неадекватно занижена, а психиатров вообще не приглашают принимать в ней участие. 

Связь поколений

Уделяйте время детям. Проявляйте интерес к их деятельности и увлечениям. Показывайте, что ребенок для вас важен, значим и вы принимаете его таким, какой он есть. Ни в коем случае не нужно его сравнивать с другими детьми. 

Ваш сын или ваша дочь должны понимать, что вы — его тыл и опора. И одновременно ориентир в жизни. 

Учитесь взаимодействовать. Сейчас много открытой информации по общению с ребенком, эмоциональному интеллекту. Сами пройдите курс у психолога и психотерапевта. Помните, что ваше состояние передается ребенку. Психологическое здоровье родителя — это важная составляющая хорошего внутрисемейного климата.

Ну, и наконец помните, что вы общаетесь с ребенком. Его психика еще не сформирована, она хрупкая. Не нужно давить на него.

Проект для психологов и учителей

Региональную общественную организацию мы с коллегами создали в 2018 году по нескольким причинам. Во-первых, нам требовалось сообщество специалистов для обмена опытом, создания совместных проектов, проведение профессиональных и общественных мероприятий, формирования кадрового резерва специалистов. Во-вторых, нам нужна была организация, которая взяла бы на себя смелость поднимать различные проблемы в области психологии и педагогики, проблемы социальной адаптации и образования и предлагать решения. В-третьих, популяризация психолого-педагогических знаний приводит к повышению качества жизни граждан нашей страны. Именно этими задачами и занимается наше объединение.

Потребность в организации возникла, так как нужно не просто разговаривать о проблемах, а доносить эти проблемы до общественности, до профильных ведомств, а также предлагать и организовывать решения. Для этого нужна команда, которую объединяет общая цель, поиск решений и создание ресурсов для достижения результата.

На данный момент в организации работает 12 человек — все активные люди, специалисты, педагоги, психологи, преподаватели вузов, доценты, профессора. У нас условное разделение на два основных направления — педагогическое и психологическое. Наши сотрудники разрабатывают социальные проекты и занимаются их реализацией, дальнейшим развитием.

Школа для родителей

Социальный проект «Школа родителей нового поколения» — это уникальный по своей сути проект. Мы поднимали вопрос: когда человек хочет приобрести автомобиль, он сначала должен получить права, отучиться, пройти теоретические и практические курсы. А чтобы завести ребенка, не нужно получать никаких предварительных знаний и навыков. Неужели это меньшая ответственность?! 

Из-за отсутствия навыков общения с ребенком, навыков реагирования и управления собственным эмоциональным состоянием семья испытывает большое количество трудностей. На данный момент школьная программа минимально включает воспитательную функцию. Это значит, что воспитанием приходится заниматься самим родителям. Но как воспитывать ребенка, если подобные навыки отсутствуют? Мы должны предоставлять нашим гражданам возможность проходить подготовительные курсы, на которых можно научиться воспитывать и развивать своего ребенка, формировать интересы и необходимые привычки, которые позволят ему успешно справляться с учебной деятельностью и чувствовать себя комфортно в социальной среде.


Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации