Учитесь видеть красоту. К 110-летию народного художника РСФСР Александра Васильева

05.10.2021

624

Автор:

Самаре повезло. Благодаря стараниям экс-директора художественного музея Анетты Басс в запасниках учреждения хранится большая коллекция театрального художника, академика и нашего земляка Александра Павловича Васильева. 

Наследие мастера было передано его сыном и тезкой, знаменитым историком моды, ведущим «Модного приговора», а также основателем и руководителем фестиваля «Поволжские сезоны» Александром Александровичем Васильевым. Помимо декораций и театральных костюмов в хранилище много живописных и графических работ.

С возрастом отойдя от активной театральной деятельности, Васильев занялся творческими поисками в области изобразительного искусства. Придумал собственную технику живописи. Натягивал холст на картон и наносил слой грунта, твердого, как левкас. В него непременно входили два компонента — гипс и кефир. Несколько рецептов этой авторской смеси можно увидеть в экспозиции. Они разные для гуаши, темперы и пигментов, которые он мешал со связующими веществами, готовя клеевые краски перед тем, как приступить к картине. А еще есть рецепт с пометкой «Гениальный!» — это для особого женского портрета. Любил рисовать углем по фону из сверкающего белизной гипса, добытого в Жигулевских горах. 

Художник увлекся также композициями, в которых главными действующими лицами стали «балбетки» — фигурки из дерева. Он раскрашивал их по своему вкусу и разыгрывал целые сцены в созданных воображением спектаклях. 

Некоторые картины, персонажами которых являются обычные кухонные толкушки, представлены на выставке. То это обитатели крестьянской избы, органично смотрящиеся рядом с глиняными горшками и корзинами. А то важные барыни в украшениях, неспешно прогуливающиеся по модному курорту. Сцены из выдуманной им страны «Балбеттинии» — это пародия на реальный мир с его трагичными и комичными ситуациями. 

И все эти безумства увлеченно творил в своей мастерской на Фрунзенской набережной, над входом в которую висел придуманный им лозунг «Кукириси!» (что якобы означает в переводе с японского «Меняйся!»), человек преклонных лет, зрелый мастер. Он был известен на всю страну не только благодаря прекрасным костюмам и декорациям к премьерам ведущих столичных театров, но и тем, что всю Великую Отечественную провел на передовой, изготавливая из подручных материалов декорации для спектаклей фронтовых бригад. Придумал удобную для них систему раскладных декораций. В результате стал главным художником фронтовых театров.

Кураторы выставки захотели погрузить зрителя в мир творчества уникального художника. Здесь восстановлены уголки мастерской Васильева, размещены его автопортреты, портреты близких ему людей, натюрморты и зарисовки интерьеров московской студии. Выставка дополнена подлинными предметами, которые можно увидеть на картинах живописца, вещами художника, набросками к будущим произведениям, рисунками на лоскутках тканей.

Неяркие краски, обыденные сюжеты картин Васильева демонстрируют желание автора показать красоту окружающих нас предметов, увидеть их по-новому. В воспоминаниях художник так рассказывает о своем творческом методе: «Пишу я сразу красками, без предварительных набросков углем или карандашом. Этот метод называется «от пятна»… Не делаю предварительных эскизов, начинаю сразу тот холст, который и будет картиной. Если пишешь с эскиза, то вроде ешь вчерашний обед». 

На страницах личного дневника он оставил главный свой наказ: «Учитесь видеть красоту!» Этому художник, без всякого сомнения, научил своего сына, юношеский портрет которого украшает экспозицию. 

Выставка продлится до 24 октября (0+).

Александр Павлович Васильев родился 11 января 1911 года в Самаре в семье морского офицера в отставке, статского советника, инспектора Императорского судоходства Волжского и Симбирского бассейнов, начальника судоходного надзора на участке от Сызрани до Симбирска. После Октябрьской революции семья покинула наш город. В 1932 году Васильев, будучи уже опытным театральным художником, приезжал в Самару, где на сцене краевого драматического театра оформил спектакли «Князь Мстислав Удалой» Прута, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина и «Правда — хорошо, а счастье лучше» Островского. Прошел всю войну в составе фронтовых бригад. Работал в ведущих столичных театрах. Ушел из жизни 10 ноября 1990 года. 

Фотографии автора


Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации