«На линии мне приятно все». Старейший в городе водитель трамвая — об особенностях своей работы

16.09.2021

866

Автор:

«На линии мне приятно все». Старейший в городе водитель трамвая - об особенностях своей работы

Александра Шишкина более полувека управляет трамваем, перевозит пассажиров. У нее множество грамот, медалей и благодарностей. Почетный ветеран Самарского ТТУ рассказала о себе и о работе на линии. 

На любимой работе 

Я родилась в совхозе «Красный Октябрь» Татарской АССР в крестьянской многодетной семье, окончила восемь классов. В 1968 году перебралась в Куйбышев, где жили мои сестры. Хотела стать проводницей, но на железной дороге не давали общежитие, и от этого намерения пришлось отказаться. Тогда сестры устроили меня в трамвайный парк. Я прошла четырехмесячные курсы -отучилась на водителя — и в 18 лет начала выходить на линию. 

Вот уже 40 лет я живу в доме на улице Ташкентской в Кировском районе, получила здесь квартиру. У меня пятеро детей — два сына и три дочери. Я воспитывала их одна, с мужем мы разошлись. В декрете не засиживалась. Ребенку исполнялось полгода, и я выходила на работу. Старший сын, Николай, помогал с младшими, поддерживала нас и моя мама. Когда дети были маленькими, я трудилась только во вторую смену, возвращалась домой около шести вечера, чтобы всех накормить, каждому уделить время. В 1980-м мне пришлось уйти с любимой работы, потому что малышей не с кем было оставить. Но уже через год, при первой же возможности, я вернулась. 

Мои дети очень самостоятельные. Они всегда сами делали уроки, хорошо учились. Все получили высшее образование. Я горжусь ими. Правда, Николая и дочери Людмилы уже нет в живых. Евгений, Анастасия и Нина работают в ООО «СВГК». Я счастливая бабушка, у меня внучка и три внука. 

Шурочка едет

Я начинала на вагонах серии Х и ХК — такие можно увидеть на входе в городское депо, они там стоят как памятники. Потом появились «Татра T3». Мы прошли переподготовку, чтобы работать на них. Я постоянно трудилась на маршруте №16. Тогда он пролегал от улицы Пионерской до Авроры. Народу всегда было много. Пассажиры висели на подножках — лишь бы уехать. 

В последние годы вожу «Татра Т3М» — квадратный. Мой маршрут №24 — от завода имени Тарасова до Костромского переулка. Работаю в часы пик, «на разрыве». Выхожу из дома в четыре часа утра и на бригадном троллейбусе добираюсь до депо. Около 5:00 выезжаю на линию. Развожу пассажиров до 9:00. Затем отдыхаю несколько часов и заступаю во второй пик — примерно с 15:30 до 20:00. 

Водить трамвай — это мое призвание. На линии мне приятно все: атмосфера, пассажиры. Высоко сижу — далеко гляжу. Я отлично изучила обстановку по маршруту, подмечаю малейшие изменения, угадываю настроение людей, стоящих на остановках. 

Сейчас мне 71 год, мой стаж — 52 года. Все диву даются: столько лет хрупкая женщина в строю! В настоящее время я являюсь старейшим водителем трамвая в Самарском ТТУ, обогнала свою коллегу, почетного гражданина города Валентину Парамонову. Только соберусь увольняться, начальство просит остаться. И я продолжаю курсировать, пока есть силы и здоровье. 

Многие пассажиры знают меня, здороваются. «О, Шурочка наша едет». Один мужчина признался: «Как поеду с вами, весь день дела хорошо идут». Я с улыбкой встречаю, остановки объявляю, желаю всем здоровья, счастья, добра и богатства, прошу быть осторожными и взаимно вежливыми. Есть водители, которые могут прямо перед носом человека, который бежал на трамвай, закрыть дверь и уехать. Ну зачем? Я всегда подожду такого пассажира, какого бы возраста он ни был. Человек спешит, опаздывает. Как ему не помочь? И так жалко людей, когда на линии случается авария и их приходится высаживать.

Внимательность и бдительность

На наших дорогах становится все больше машин, и многие автомобилисты спешат обогнать трамвай, проскочить перед ним. К счастью, я не попадала в аварии с пострадавшими. В вагон, которым я управляла, врезались, но в этом не было моей вины. 

Ученикам, которые приходят к нам на практику, я всегда говорю: главное на линии — не забывать про зеркало, внимательность и бдительность. Ни на что не отвлекаться, соблюдать правила. Перед перекрестком нужно обязательно снизить скорость, чтобы успеть затормозить: вдруг какая-то машина не завершит маневр на свой сигнал светофора, останется на пути. Например, часто трамвай не может пересечь по Ташкентской улицу Стара-Загора, потому что на рельсах стоят машины. Бывает, сигналим, чтобы они поскорее освободили дорогу. Как-то в такой ситуации я вышла и постучала в окно водителю: «Вы что делаете? Вам же красный». А это оказался мой сосед. Потом пожаловался на меня в ТТУ.

Из-за таких задержек на перекрестках, при пропуске двух-трех своих зеленых сигналов светофора, мы выбиваемся из графика. Затем приходится догонять, ведь мы должны соблюдать расписание. Иначе и пассажиры опоздают, и нам могут поставить неправильный рейс, не оплатив его. 

Со своим «квадратом» 

Дорожно-транспортным происшествием считается и падение пассажира в вагоне. Если он получает травмы, мы вызываем скорую помощь и полицию. Я особенно боюсь за пожилых людей. Всегда прошу их: заходите и сразу садитесь, не стойте. Я немного подожду, не буду трогаться. Но есть пассажиры, которые долго выбирают места — бродят по всему вагону, не держась за поручни. Так вести себя опасно. 

Некоторые пассажиры, покинув вагон, обходят его спереди, нарушая правила дорожного движения. Никогда так не делайте. Здесь слепая зона, водитель вас не видит. Или переходят дорогу и трамвайные пути на красный сигнал светофора либо в неположенном месте. Я всегда всех пропускаю, лишь бы никому не причинить вреда. 

У меня трамвай сходил с рельсов только однажды. Это было давно, на улице Арцыбушевской, еще на вагоне серии Х. Водитель автобуса подсказал: «У вас колеса едут по асфальту». Я даже не заметила, удивилась. Ни толчка, ни прыжка. 

Каждые полгода мы сдаем экзамены — теорию. К книжке водителя трамвая прилагаются три предупредительных талона. За череду грубых нарушений, за аварии с пострадавшими они изымаются, и, как результат, следует отстранение от работы. Меня это участь миновала. 

Мне предлагали работать на новых трамваях. Но я отказалась. Сколько будет еще мой «квадрат» ходить? Вот уберут его, и я уйду вместе с ним. 

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации