8 сентября в «Доме77» прошел паблик-ток «Поддержка уличного искусства» в рамках фестиваля Samara Ground. Его модератором стала журналистка “Самарской газеты” Жанна Скокова. В этом году в Самару приехали топовые художники из России и зарубежья: Бразилии, Аргентины, Испании. В неформальной обстановке авторы поделились лайфхаками продвижения, а также рассказали, как не потерять свой стиль на заказах, умирает ли стрит-арт и где самарские художники сейчас.
Как Самара поддерживает уличное искусство?
Александр Васильев:
Сейчас происходит децентрализация искусства в России. Крупные города: Москва, Питер — перенасыщены. Там каждый день что-то происходит, становится неинтересно. Поэтому художники уходят в регионы. Мы доказали это слетом институции современного искусства. Более 200 людей приехали в Самару. Это выводит город на новый уровень. В регионе сложилась благоприятная среда, которая может повлиять на развитие мирового искусства. Наша цель — показать всему миру, что Самара — город-курорт, который рад гостям.
Как проходил отбор художников в этом году?
Александр Васильев:
Это было консолидированное решение жителей, художников, команды «Дома77», администрации, министра культуры, губернатора. Отбор такой: всех классных к нам. У нас огромный список авторов со всего мира, которых мы бы хотели видеть на фестивале.
Почему мало самарских авторов?
Александр Васильев:
Много самарских художников помогают на фестивале, у нас более 40 хелперов (прим.редакции: волонтеров), которые изучают уличное искусство. А вообще, самарских художников должно быть больше и у нас будет сюрприз в этом году, который мы в скором времени анонсируем. Стратегия Samara Ground в том, чтобы создать дружескую обстановку и самарским авторам взаимодействовать с мировыми.
Покрас Лампас:
Все художники равны в практике, в стиле, в искусстве. Я знаю огромное количество ребят которые из маленьких городов выросли до больших проектов за 2-3 года. Молодые авторы приходят на фестиваль и предлагают свои работы, их поддерживают «старички». Поэтому говорить о том, что кого-то куда-то не пригласили — неправильно. Это искажает реальность. Если будут классные стрит-арт проекты — присылайте мне в директ. Я постараюсь продвинуть эти работы в следующем году. Если есть продукты, которые уже гремели и получили награды — тоже пришлите. Развивать диалог нужно конструктивно, не потому что ты «свой», а потому что ты сделал хороший проект, который конкурирует с другими — только так можно добиться крутых результатов.
Есть ли за рубежом такие фестивали, и чем они отличаются?
Андрес Иглесиас:
У нас много фестивалей, но большинство проходит в крупных городах. Главное отличие — битва за место художников. У нас их много, это своего рода бизнес. Многие рисуют, чтобы стать известными, как Джастин Бибер. Иногда нужно заплатить за размещение искусства. Стоимость стены может достигать 60 тысяч долларов, и через год творчество сотрут. Поэтому Самара — рай для стрит-арта.
Луис Густаво Мартинс:
Россия — 47 страна в которой я рисую, поэтому мне важно сделать здесь мурал. На таких мероприятиях мне нравится знакомиться с интересными художниками. Сейчас я живу в Швейцарии и могу сказать, что там, по сравнению с Россией, фестивали более консервативны.
Многие авторы, чтобы заработать денег, делают заказные работы. Как при таких условиях сохранить себя и собственный стиль?
Александр Васильев:
В Самаре многие художники продвигают именно свои эскизы и идеи. С 99.9% мы соглашаемся, потому что это их видение.
Денис Вертиго
Это раньше фестивали были тематические, но даже там художник применял свои фишки. Сейчас новая волна — фестиваль одобряет авторское искусство. Бывает, заказчики случайно встречают работы на улицах и просят сделать проект в такой же стилистике. Нужно больше двигаться, рисовать на улице и стараться попасть на фестивали.
Какие заказы стоит брать, а какие нет?
Покрас Лампас:
Художник изначально формирует свою философию и стиль. На это не влияют никакие коммерческие факторы. Дальше автор развивается, и если для роста требуется уличная коллаборация, то он ее делает, а если нет ресурса для этого, то можно сделать качественный проект, не пытаться угодить клиенту. В первую очередь к художнику приходят как к автору, с кем хотят общаться, работать. Важно идти своей дорогой и делать одинаково хорошо вне зависимости от заказа.
Место женщины в уличном искусстве: ущемляются ли права?
Мария Хардикова:
Я еще не встречала уличных художниц, поэтому не могу ответить за всех женщин. Но ко мне, наоборот, относятся лояльно. На изоляции я рисовала на улице. Мимо проходили гвардейцы и не остановили меня, а только улыбнулись и помахали. Думаю, если бы я была парнем, то они не дали бы закончить работу.
В Самаре преобладает классическое граффити, а остальное зачастую делается нелегально. Не боитесь ли, что Самара поставит антирекорд и в ней больше не останется стрит-арта?
Денис Вертиго:
В граффити преобладает вандализм, потому что это делается ночью и быстро. Многие люди опасаются полиции и не занимаются уличным творчеством. Обычно бомбинг делают приезжие: они рисуют и уезжают, а город остается жить своей жизнью. В Самаре есть авторы стрит-арта: среди них ЧЖНС, Арт-Абстрактов. Молодые художники смотрят на них и впечатляются работами. Раньше в администрации выпускали баннеры с антиграффити. Но сейчас появились фестивали, они создают большую школу нового поколения. И если они будут развиваться за счет разных мастеров, то процветать будет не только классическое искусство, но и уличное.
Как художникам начать рисовать на стенах?
Алексей Кислов:
На нашем фестивале многие хелперы говорят, что нужна практика. Сначала они становятся помощником художников и запоминают основные принципы работы, а потом — полноценными авторами.
Покрас Лампас:
Необязательно рисовать на стене дома. Можно взять обои и нарисовать на них, затем вырезать по контуру и наклеить на улице как плакат. Это рабочая система многих художников, которым техника не позволяет сделать быструю работу в нелегальных условиях. Второй вариант — трафарет. Нужно просто вырезать его дома заранее и расписываться на домах. Третья техника — поехать на природу и сделать фото проекта. Например, авторы делают рисунок на фанере, а потом выкладывают это в соц.сети. Также можно найти заброшку и практиковаться там. В Азии, например, художники рисуют на асфальте и солнце выжигает краску за две минуты. Но этого достаточно, чтобы понять, как правильно выстроить пластику кисти на поверхности и как масштабировать штрихи. В России, например, есть снег — вариантов много, это вопрос интереса и погружения. А если говорить о красках — необязательно покупать дорогие, чтобы сделать качественный проект.
Некоторые самарские художники не знают, куда обратиться и как получить обратную связь, чтобы их работы заметили, что делать?
Покрас Лампас:
Чтобы сделать крутую работу, необязательно показать эскиз администрации. Можно нарисовать в заброшенном здании, объединиться с кем-то, скоординироваться со СМИ, они могут раскрутить. Помогает и общественность. Нужно только сделать проект и дать ему правильное описание, а затем выложить в соцсети или рассказать друзьям. Важно взаимодействовать с местными художниками. А говорить, что кого-то прижимают, кого-то не согласовывают — труха. Это нечестно по отношению к другим художникам, которые пытаются каждый день.
Денис Вертиго:
Как-то я осмотрел самарские районы и увидел хороший фасад, решил нарисовать на нем. Нашел старшего по дому, договорился с жильцами, собрал подписи и мне дали разрешение.
Александр Васильев:
Мир изменился! Сейчас никто не будет что-то подсказывать, навязывать или куда-то звать. Для того, чтобы что-то делать, нужно просто что-то делать. Мы не успеваем за информацией, не успеваем за тем, что происходит. Есть люди, которые доказывают каждый день, что это работает. Все обычные люди, у которых своя история, свои трудности. Понятно, что на моем месте легко говорить: «Как классно, что у нас все получается и мы двигаемся дальше». Но вы не представляете, сколько у нас ошибок, о которых мы не рассказываем. Поэтому просто делайте то, что любите, что умеете и поверьте — это заметят сто процентов.
Напомним, что впервые фестиваль проходил в прошлом году. Тогда в Самаре были расписаны фасады, одним из запоминающихся стал мурал Покраса Лампаса на Маяковском спуске. В 2021 году художники обещают облагородить 9 фасадов и создать 2 арт-объекта в Самаре, а также 6 фасадов и 1 арт-объект в Тольятти.
Фото: паблик Samara Ground 2021
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.
Новости
Новости
Новости
Комментарии
0 комментариев