«Спорт для людей с инвалидностью не отличается от обычного»

31.08.2021

861

Автор:

«Спорт для людей с инвалидностью не отличается от обычного»

Продолжаем рассказывать истории о людях, чья жизнь связана с травмой или серьезным заболеванием. Возможно, их опыт и взгляд на окружающий мир помогут другим самарцам, попавшим в сложную ситуацию. В этот раз свою историю «Самарской газете» рассказала 46-летняя Алена Лебедева. Несмотря на статус «инвалид», она не сидит сложа руки, а занимается бизнесом, помогает развивать керлинг и следж-хоккей на колясках.

«Самое сложное — принять себя нового»

Травму я получила в восемь лет. Попала под машину, возвращаясь из танцевального кружка. Я была активным ребенком, весь день после школы был расписан: музыка, танцы, бассейн, хор. Родители рано начали отпускать меня одну. Я самостоятельно ездила по городу с пересадками на автобусах.

Однажды вечером мы со старшим братом возвращались с танцев. Он отошел чуть дальше на дорогу, а я стояла на обочине. Меня сбил пьяный водитель. Диагностировали ушиб спинного мозга. Меня таскали по больницам, но врачи ничего не могли сделать, так как технологии на тот момент не позволяли восстанавливать таких пациентов. В то время даже компьютерной томографии не существовало. Но я все равно благодарна медикам — они спасли мне жизнь. Семь дней я провела в реанимации. Реабилитация проходила в санаториях. Однако при такой травме люди редко могут полностью восстановиться.

Одно из ярких воспоминаний после травмы — посттравматическая амнезия. Я заново узнавала своих родителей. Когда ко мне в палату привели маму, я вспомнила ее, только когда увидела. У меня замечательные родители и брат. Мама — строгий человек со сложным детством, ей пришлось рано начать работать. Она воспитывала меня не жестко, но серьезно и требовательно. После травмы ее отношение не изменилось. Мама не стала чрезмерно меня оберегать и делать все за меня, как это бывает у многих. 

Помню, родители расставляли по углам разные предметы и игрушки, а я находилась в центре комнаты. Чтобы до них добраться, нужно было двигаться. Так происходило мое восстановление дома. Вскоре я научилась ползать. В советское время достать коляску было достаточно сложно. Когда наконец она появилась, то представляла собой нечто громоздкое. Папа ее модернизировал для того, чтобы я могла выходить в ней на улицу.

Родители оказались мудрыми людьми. Они мотивировали меня на необходимые для жизни поступки и действия. К психологам тогда не ходили. Конечно, было трудно принять себя. Я даже задумывалась над тем, кому сложнее — ребенку-инвалиду или человеку, получившему травму во взрослом состоянии. Когда человек рождается с инвалидностью, ему тяжело, тяжело его родителям. Но еще тяжелее, когда есть сравнение между здоровым состоянием и болезненным.

После травмы ты пересматриваешь свои взгляды на жизнь, на свои физические возможности. Это долгий и сложный процесс. Иногда люди застревают в этом состоянии на долгие годы. У других психика более пластичная, они проходят через все препятствия, заново рисуют свое будущее.

«Спорт для людей с инвалидностью не отличается от обычного»

«Мечтала стать биологом»

Я из столицы Киргизии — Фрунзе. В Самару мы с семьей переехали в 1993 году, потому что оказались “не той” национальности, в то время это было частым явлением. В России мы получили статус вынужденных переселенцев. Я окончила школу в Киргизии. Мечтала стать биологом, но учительница не понимала, как я буду с инвалидностью получать такую специальность. Чуть позже я и сама отказалась от этой идеи. Она сказала, что мне придется резать лягушек, и желание сразу пропало. Однако любовь к биологии осталась. 

В 1999 году наш Самарский государственный университет через общественную организацию предложил несколько бюджетных мест для инвалидов, если те сдадут экзамены. По тем временам это было крутое предложение, так как законодательство такой возможности еще не давало. Сдавать экзамены мне, кажется, помогал весь мир! Я поступила на факультет психологии. Окончила обучение. Это были сложные, но самые важные, на мой взгляд, годы моего личностного роста. Есть огромная разница между тем, когда учитель приходит к тебе домой, и тем, когда ты наравне со всеми слушаешь лекции в аудитории.

«Спорт для людей с инвалидностью не отличается от обычного»
«Спорт для людей с инвалидностью не отличается от обычного»

«Вхожу в состав сборной команды»

Сейчас у меня очень активная жизнь. Есть дача, где я люблю работать, копаться в земле и сажать растения. Мне нравится рано утром там завтракать на воздухе, пить кофе. Работаю в государственном учреждении, в котором готовят спортсменов. У меня есть некоммерческая организация, с помощью которой развиваю адаптивные виды спорта — для людей с инвалидностью. Также как спортсменка участвую в керлинге на колясках, вхожу в состав сборной команды Самарской области. Сейчас в ней семь человек. Мы были бы рады новым участникам. Этот спорт очень доступен для людей на колясках, он интересный. Его часто сравнивают с шахматами и бильярдом. Для игры важны точность, умение сосредоточиться на броске и мыслить тактически.

Еще я занимаюсь развитием следж-хоккея, или хоккея на санях. Мы ориентируемся на подрастающее поколение, чтобы сформировать команду. Сейчас в партнерстве с благотворительным фондом «Преобразование» реализуем проект «Следж-хоккей — моя крутая жизнь!» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов и Фонда Тимченко для детей с инвалидностью. Это нужно для того, чтобы участвовать в соревнованиях на всероссийском уровне. Приходите! По сути, спорт для инвалидов не отличается от обычного. Например, в легкой атлетике есть множество таких же дисциплин, просто правила немного разные. Очень хочется, чтобы на территории Самарской области появился центр адаптивного спорта.

Я стараюсь помочь людям и другими способами. Десять лет проработала в общественной организации инвалидов-колясочников «Десница». Тогда у меня появилась идея патронажной службы для людей, которые попали в сложную ситуацию. Я поняла, что им не хватает поддержки. Инвалиду сложно поверить фразе «все будет хорошо», если ее говорит здоровый человек. А когда приходит такой же, но достаточно активный человек, он понимает, что жизнь не закончилась. Я посещала людей с инвалидностью и старалась их мотивировать. Считаю, что важно участие в жизни тех, кто пережил травму.

Банальные фразы и советы, наверное, больше раздражают. Поэтому скажу, что нужно просто жить. Любите своих близких. Иногда кажется, что они нам должны. Но нет, у них есть своя жизнь и они не обязаны проживать нашу. Об этом надо помнить.

Я мечтаю о доме, чтобы соединить место, где я живу, с дачей. Еще мы с мужем хотим путешествовать, мы проехали на автомобиле много русских городов, бывали в Абхазии, но до Байкала и Дальнего Востока пока не добрались. Да, я научилась водить машину. Для меня это очень важно.

Ушиб спинного мозга — это травма, при которой наблюдается образование кровоизлияний, участков некроза и размягчения в веществе мозга с возникновением расстройств спинномозговых функций. Проявляется нарушениями чувствительности, движений, утратой контроля над функциями некоторых органов. Частичный или полный разрыв спинного мозга или его корешков — основная причина инвалидизации.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации