Скука, деньги и досуг. Как художники-энтузиасты приучали публику участвовать в культурной жизни

30.08.2021

963

Автор:

Фотограф: Екатерина Елизарова

Скука, деньги и досуг. Как художники-энтузиасты приучали публику участвовать в культурной жизни

Музей модерна продолжает исследовать тему культурного досуга, который стал доступен самарской публике на рубеже XIX и XX веков. Открывшаяся на днях экспозиция «Искусство: скука, деньги и досуг» показывает, как первые самарские самодеятельные энтузиасты-художники приучали публику провинциального города участвовать в культурной жизни. В результате посещение выставок стало престижным времяпровождением, а покупка картин — предметом гордости местных толстосумов. 

Скука, деньги и досуг. Как художники-энтузиасты приучали публику участвовать в культурной жизни

Перед нами перечень всех экспозиций, организованных местными художниками на стыке веков. Начинается он с анонса 1890 года — выставка художника Николая Храмцова в доме купца Субботина. Преподаватель реального училища был тем, кто зажег любовь к серьезной живописи в сердце Константина Головкина, основателя художественного отделения Самарского публичного музея. 

Большой эффект произвело прибытие первой выставки общества передвижников. 30 сентября 1889 года «Самарская газета» писала: «В наш город эта выставка приехала не с целью нажить барыши, а с чисто педагогической целью. Товарищество, затеявшее это благое дело, будет очень радо, если заложит в самарцах искру любви к русскому народному таланту и его стремлениям поднять в провинциальном обществе уровень эстетического и художественного образования и развития». 

Скука, деньги и досуг. Как художники-энтузиасты приучали публику участвовать в культурной жизни

Постепенно в город на Волге съезжались получившие серьезное образование живописцы. Это прежде всего ученик Айвазовского Николай Осипов и Владимир Михайлов. Последний окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе они решили организовать первую коллективную выставку. Она открылась 24 апреля 1991 года в Благородном собрании на улице Дворянской. Свои картины представили Головкин, Осипов, Михайлов, Лундт, Александров, Ржанов и Ткаченко. С тех пор экспозиции — отчеты местных художников о своей работе стали проходить постоянно, вплоть до 1916 года. 

Их творчество не могло остаться незамеченным. Тем более что местные газеты, особенно «Самарская», предваряли художественные события анонсами, публиковали репортажи с вернисажей, рецензии. Среди купечества стали появляться настоящие ценители искусства, коллекционеры и меценаты. Например, Сергей Пермяков, который помогал художникам в организации выставок и стал впоследствии первым директором Самарского публичного музея. 

Скука, деньги и досуг. Как художники-энтузиасты приучали публику участвовать в культурной жизни

Новости с выставок обсуждались в Коммерческом клубе, в Дворянском собрании, в яхт-клубе и других общественных местах. С подачи приехавшего в наш город многократного медалиста Императорской академии художеств Федора Бурова, который мечтал организовать художественное училище, во время выставок стали проводиться аукционы. Иногда картины уходили с молотка по цене вдвое больше против назначенной. Но, к сожалению, энтузиасту так и не удалось набрать достаточно средств для воплощения в жизнь своей мечты.   

Некоторые самарские миллионщики перевели взгляд с местных энтузиастов на столичных прославленных живописцев. Благодаря коллекционной деятельности, например, Шихобаловых, наш художественный музей ныне располагает шедеврами Репина и других выдающихся русских мастеров. 

Можно констатировать, что усилия местных художников по внедрению культуры в широкие массы увенчались успехом. 

Скука, деньги и досуг. Как художники-энтузиасты приучали публику участвовать в культурной жизни

Выставка продлится до апреля 2022 года (0+).

На выставке можно увидеть принадлежавшие членам Самарского художественного общества палитры, этюдники, а также их картины из запасников историко-краеведческого музея. 

Скука, деньги и досуг. Как художники-энтузиасты приучали публику участвовать в культурной жизни

Ирина Свиридова, директор Музея модерна:

— На этот раз мы говорим об искусстве, о художниках и выставках. И даже больше — делаем акцент на попытке понять стороны процесса развития досуга. Какие внутренние мотивы побуждали предпринимателей отдавать значительную часть ресурсов на благотворительность, коллекционирование и развитие искусства в Самаре? Почему человек, совсем недавно узнавший, что такое публичный музей, всего за 20 лет смог выработать привычку смотреть на искусство и заниматься им? И почему мы ходим на выставки сегодня?

Страничка истории

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации