Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

27.08.2021

6273

Автор:

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

В День российского кино директор Агентства социокультурных технологий Ольга Кравченко рассказала о том, какой вклад Самара внесла в развитие этого вида искусства, какие премьеры и фестивали ЦРК «Художественный» предложит зрителям в ближайшее время.

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

Из века ХХ в век XXI

— Агентство социокультурных технологий стало сопричастно теме кино в 2009 году. Тогда постановлением правительства ему был передан в ведение ЦРК «Художественный». Также за нами закрепили поддержку кинематографа по Самарской области.

«Художественный» имеет мощные корни и ведет свою историю с прошлого века. Как кинотеатр существует с 1913-го, когда популярность этого вида искусства охватила весь мир, в том числе и Самару, которая шла в авангарде моды. Тогда он носил название «Иллюзион» и был одним из 20 подобных заведений нашего города. До сих пор кинотеатр располагается в том самом здании. Это по-настоящему судьбоносное место.

Яркий и продуктивный период в жизни «Художественного» пришелся на 60-80-е годы ХХ века. Это был расцвет советского кино. Государственная политика поддержки отрасли позволяла проводить в нашем городе премьеры первого экрана (показывать фильм одновременно по всей стране. — Прим. авт.) и дарить зрителям возможность общения со звездами, которые снимались в этих картинах. Популярность «Художественного» и всего «треугольника» (так называли три куйбышевских кинотеатра — «Художественный», «Молот» и имени Ленинского комсомола. — Прим. авт.) была на очень высоком уровне. В кино было трудно попасть, за билетами выстраивались огромные очереди.

В 1996 году благодаря стараниям директора Татьяны Ивановой, именем которой сейчас назван «Художественный», был приобретен статус Центра российской кинематографии. Он дал многое: финансирование, поддержку на региональном и федеральном уровнях. Именно тогда было приобретено звуковое оборудование dolby, что стало настоящим прорывом для того времени, а также открылся третий зал, который сейчас называется камерным.

Следующим важным этапом в жизни «Художественного» стал переход на цифровой формат. И сегодня это полноценный современный кинотеатр с возможностью демонстрации картин 3D-формата.

Единственное, что отличает «Художественный» от сетевых мультиплексов, — осознанный упор на российское кино. Последнее время идет масштабное государственное финансирование съемок полнометражных картин и поддержка фестивалей. Много средств также вкладывается в цифровизацию кинозалов в отдаленных населенных пунктах. Самарская область активно в этом участвует. 11 кинотеатров дарят возможность жителям сельских районов смотреть картины на большом экране.

Региональные картины

— Последние десять лет активно развивается региональный кинематограф. Чаще всего в качестве альтернативы общему прокату выступает так называемое авторское кино — интеллектуальное, не для всех. Его противопоставляют массовому продукту от «Марвел» или «Диснея». Региональное кино делается местными силами, на средства, собранные здесь же, как правило, без господдержки. Чаще всего изобразительный ряд содержит наши узнаваемые локации. Подобное произведение содержит местный культурный код, который легче осознается не только жителями данной территории, но и зрителями из других регионов.

Мы дружим со студиями Екатеринбурга. Недавно у нас прошли «Киноперекрестки» с алма-атинской студией, которая специализируется на детских короткометражках. Здесь творцы сами ребята: они и сценаристы, и режиссеры, и актеры. Причем «коротыши» получаются достаточно высокого художественного уровня. В сентябре мы совместно с государственным учреждением культуры Республики Татарстан «Татаркино» проведем показы картин татарских кинематографистов. Они станут гостями ЦРК «Художественный» и представят свои фильмы.

В Самарском регионе больше развито документальное кино. Так исторически сложилось со времен Поволжской студии кинохроники, где работали наши прославленные фронтовые кинооператоры Николай Киселев, Василий Косицын, Александр Казначеев, драматург Борис Свойский, писатель Алексей Солоницын. До сих пор в строю кинооператор, председатель регионального отделения Союза кинематографистов РФ Нина Шумкова, сценарист, главный редактор Куйбышевской студии кинохроники Борис Кожин. У нас в области накоплен колоссальный опыт производства документальных фильмов.

Игровые премьеры

— Очень радостно, что у нас появляются и игровые региональные фильмы. Например, в «Художественном» в 2015 году проходила премьера картины «Зоя», посвященной знаменитому феномену. Недавно с большим успехом прошла еще одна — «Дом с колокольчиками». Это первый полнометражный художественный фильм для большого экрана и для детской аудитории, полностью написанный и снятый в Самаре. 

Мы очень любим проводить презентации картин. Самарские кинематографисты приходят к нам, поскольку понимают, что у нас они получат то, к чему стремились — большой экран, качественное оборудование, подготовленного зрителя. В картинах снимаются известные артисты городских театров. Этим такие ленты и интересны. Кстати, на территориях, где художественный кинематограф получил развитие, региональное кино показало неплохой коммерческий потенциал: зрители готовы покупать билеты, чтобы посмотреть фильм местного производства. Публике надоела «сахарная вата» с мегаспецэффектами и пластмассовыми героями. Хочется чего-то узнаваемого, родного сюжета, над которым можно поразмышлять.

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

Праздник с местным колоритом

— 27 августа — в день, когда в России чествуют всех причастных к кинематографу, мы встретим этот праздник премьерным показом фильма «Сокровище Разина» (6+). В прокат картина, предположительно, выйдет в сентябре.

Фильм создан Центром российского кино в Тольятти и кинокомпанией «РАЙС-ПЛЮС». Средства — региональные. Все роли исполняют жители Самары и Тольятти. Режиссер — художественный руководитель центра Роман Каргополов. Украшением фильма стали волжские пейзажи, Самарская Лука. Очень красивые съемки, в том числе и с квадрокоптера. Также местный колорит придает картине сюжет — похождения Стеньки Разина. Известная всем легенда о выборе между княжной и дружиной.

Кинематографисты продолжают вдохновляться красотами нашего края и местными сюжетами, как и сто лет назад. Ведь первой вышедшей на экран художественной лентой пионера кинематографа Александра Дранкова стал фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), премьера которого состоялась 15 октября 1908 года.

На встрече 27 августа помимо показа фильма также состоится творческая встреча с создателями картины. Зрители познакомятся с исполнителем главной роли, бодибилдером, обладателем титула «Мистер Вселенная 2017 года» Сергеем Романовым.

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

«Треугольник» и «Страх высоты с Валерием Бондаренко»

— Когда «Художественному» был присвоен статус ЦРК, перед ним встала задача не просто демонстрировать фильмы, но и нести просветительскую миссию, пропагандировать качественный отечественный и зарубежный кинематограф. В том числе посредством творческих встреч с создателями картин, обсуждений увиденного. Зрителям всегда интересно заглянуть за кулисы. Мы очень гордимся нашей умной и любознательной публикой — у нас особый зритель.

В свое время мы возродили клубную работу. Создали «Треугольник». Название клуба любителей кинематографа и медиаискусств выбрано, понятно, в честь уже упомянутого мной легендарного куйбышевского культового места. Пусть сохраняется оно в памяти горожан.

В первых числах октября «Треугольник» начнет свой 12-й сезон. Мы стараемся отобрать кино интеллектуального, авторского плана, о котором хочется поговорить. Проект, который пользуется большой популярностью, создавался ради того, чтобы люди остались в зале после просмотра, поделились своим мнением, услышали точку зрения соседей по зрительному залу.

Авторская программа «Страх высоты с Валерием Бондаренко» особенно притягательна для зрителей. У этого человека есть много проектов — литературных, искусствоведческих. Он очень глубоко погружен в тему кинематографа. У него свое видение темы, огромный опыт работы и «насмотренность». Особенно популярен «Страх высоты» у аудитории, которая хорошо знает классический кинематограф, приходит пересмотреть фильм еще раз и поговорить о нем с Валерием Вениаминовичем.

Мультипликация для настроения

— Есть проекты, рассчитанные на совсем юную аудиторию. В нашем регионе хорошо развиваются детские мультипликационные студии. Да и само детское кино становится все более популярным. Любой ребенок — артист. У нас есть несколько крупных, достаточно давно работающих киностудий, таких как «Юни Голд», «Фантазия». Первая делает очень качественный контент. В ней работают актеры-дети под руководством взрослых — сценаристов, операторов, режиссеров. «Фантазия» — это полностью детская история, где старшее поколение лишь немного помогает.

Очень популярна наша местная анимационная студия «Печка», которой руководит Екатерина Куричева. Это полностью детский продукт. Мультфильмы целиком созданы детскими руками. Визуальный ряд, сценарий, озвучку — все делают сами. Если хотите поднять себе настроение, достаточно посмотреть несколько их работ. Это и забавно, и удивительно. Дети мыслят парадоксально, неожиданно, порой кажется, что они намного умнее взрослых. Мы очень рады, что многие свои мероприятия «Печка» проводит на площадке ЦРК «Художественный».

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

Без языковых границ

— В «Художественном» часто проходят фестивальные показы. Представлены самые разные жанры: мультипликация, хорроры, арт-хаусные короткометражки, молодежное кино — на любой вкус. Также есть особые программы, которые мы демонстрируем в рамках содружества с другими странами — фестивальные дни французского, итальянского, немецкого, японского кино. Это общение с подлинной культурой, сильно отличающейся от пластмассовых шаблонных голливудских фильмов. Подобные картины позволяют познакомиться с другими странами и их жителями, порой даже изменить свое отношение к ним. Зритель имеет возможность послушать подлинную речь, поскольку фильмы демонстрируются на языке оригинала с субтитрами. Мы очень благодарны итальянскому консульству, «Альянс Франсез Самара» и другим партнерам за то, что они предоставляют нам такую возможность. Так, 17-21 сентября совместно с Институтом восточной культуры мы проведем Дни японского кино. Приглашаем в ЦРК «Художественный» на показы и яркую развлекательную программу.

«Кино — детям»

— В сентябре состоится XXVI Международный фестиваль «Кино — детям». Обычно он проходит в апреле, но в связи с эпидемиологическими сложностями в этот раз его перенесли. Организаторы — местное отделение Союза кинематографистов России и студия «Волгафильм» — всегда готовят интересную программу. Президент фестиваля Нина Шумкова и его директор Ольга Стась отбирают лучшее, что было создано для детей.

Важно отметить, что фестиваль, по сути, длится круглый год. В течение недели проходят основные мероприятия: показы, творческие встречи, круглые столы. Но потом фильмы из шорт-листа форума в течение многих месяцев показывают в различных образовательных учреждениях и клубах по всей области. Огромное количество детей имеет возможность познакомится с лучшими картинами смотра. Это огромная просветительская деятельность, требующая слаженной работы всех организаторов фестиваля при поддержке губернских министерств культуры, образования и науки, администраций муниципалитетов. 

«Соль земли»

— Фестиваль «Соль земли» официально получил статус международного решением Министерства культуры РФ. В этом году он пройдет в 14-й раз. Его проведение запланировано на ноябрь и совпадет с праздником святого, который является символом форума, архангела Михаила. Это фестиваль документальных фильмов, ориентированных на становление духовности. Заявок со всей России приходит очень много — на данный момент прислано уже свыше 300. Уровень фильмов очень высокий по всем параметрам: сценарий, операторская работа, режиссура.

На форуме царит совершенно особенная атмосфера. Фестиваль «Соль земли», президент которого Мария Серкова, был задуман в память о ее отце, известном самарском кинорежиссере Михаиле Серкове. На фестиваль традиционно приезжают ведущие преподаватели ВГИКа и Института кино и телевидения Санкт-Петербурга, которые проводят серию творческих встреч со студенческой аудиторией на площадках ЦРК «Художественный», а также института культуры и Национального исследовательского университета имени академика Королева.

«70/30»

— Еще один смотр, проходящий на нашей площадке, — открытый самарский фестиваль независимого кино «70/30», моложе предыдущих. Это форум независимого любительского кино, который организуют два активных творческих человека — Александр Овчинников и Андрей Хорь. 

Им интересна тема развития и продвижения самарского кино. При этом участниками фестиваля помимо местных авторов становятся люди из других городов и даже других стран. 

Программу «70/30» составляют самодеятельные работы. Хотя это понятие в области кино весьма относительное. Многие популярные актеры и культовые режиссеры не имели кинематографического образования. Может быть, именно это и сделало их непохожими на других.

Уровень картин в афише фестиваля очень разный, выбирать из столь разнопланового контента очень трудно. Но для того, чтобы творческий процесс пошел и что-то произросло, нужно создавать питательную среду. Для этого как нельзя лучше подходит фестиваль молодого, дерзкого, самонадеянного кино, которое порой делается на кухне и за копейки.

Увидеть свое произведение на большом экране — потрясающий опыт для начинающих кинематографистов, который ничем нельзя заменить. Они словно видят свою работу впервые. Кинотеатр «Художественный» дает этим людям возможность оценить свой труд, посмотреть на него со стороны, услышать реакцию зала и сделать следующий шаг.

Самарские художественные фильмы, премьеры которых состоялись в ЦРК «Художественный»:

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

«Зоя»
(2015 г.) (6+)

Режиссер: Дмитрий Ионов

В ролях: Анастасия Ермилина, Михаил Акаемов, Юрий Машкин

В основе сюжета лежит знаменитая городская легенда о стоянии девушки Зои в 1956 году с иконой Николая Чудотворца.

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

«Все остальные вещи»
(2016 г.) (16+)

Режиссер: Егор Чичканов

В ролях: Владимир Гальченко, Дмитрий Добряков, Марина Кирилина, Вероника Львова, Екатерина Образцова, Владимир Сухов, Игорь Данюшин, Сергей Видрашку, Людмила Гаврилова, Илья Авдолодкин

Большая семья в разгар суетного переезда из фамильного гнезда — многокомнатной квартиры, где они прожили большую часть жизни. Старший сын в окружении родственников пытается вызволить свою маму, которая неожиданно для всех закрылась в комнате и отказывается уезжать.

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

«Костя»
(2016 г.) (6+)

Режиссер: Роман Каргаполов 

В ролях: Мария Суркова, Алексей Дамрин, Елена Кашкарцева, Андрей Амшинский, пес по кличке Граф

Фильм снят о реальных событиях, произошедших в 90-е годы. Это история о том, как любовь и преданность собаки заставили обратить на себя внимание целого города. Люди поставили памятник овчарке и увековечили память о ней только потому, что она очень любила своих погибших хозяев. Этот пес восемь лет прожил на обочине, именно там, где случилась авария. Множество людей пытались кормить Верного, многие пытались забрать его к себе домой. Но пес неизменно возвращался на свой пост и не покинул его до конца своей жизни. В Тольятти появилась традиция: молодожены перед росписью приезжают к памятнику Верному и клянутся в верности друг другу.

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

«Кожа»
(2015 г.) (18+)

Режиссер: Владимир Козлов

В ролях: Юрий Колас, Андрей Амшинский и другие

Парень и девушка знакомятся в электричке Самара — Тольятти. Выясняется, что у нее серьезные проблемы, которые молодой человек помогает решить.

Все оттенки самарского кино. Что готовит для зрителей «Художественный»

«Дом с колокольчиками»
(2020 г.) (12+)

Режиссер: Дмитрий Одерусов

В ролях: Анастасия Полякова, Роман Удалов, Мария Гордеева, Василий Чечурин, Алексей Елхимов, Петр Жуйков, Владимир Сухов, Денис Евневич

Выпускной класс — время принятия непростых решений. Лене предстоит выбор: поступать в медицинский университет, как того хочет ее отец, или уехать в Санкт-Петербург, чтобы выучиться на профессионального музыканта. Классный руководитель Виталий Геннадьевич советует ей слушать свое сердце, а не идти на поводу у других. Тем временем в класс после нескольких лет отсутствия возвращается Вова. Давняя детская привязанность вспыхивает с новой силой. А школьники рядом живут своей жизнью — влюбляются, ссорятся и каждый учится чему-то новому.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации