В поисках стартапов: как проколесить страну от Южно-Сахалинска до Калининграда

26.08.2021

773

Автор:

С апреля по июнь 2021 года проходил первый этап экспедиции “Инновационная Россия”. Команда венчурного фонда YellowRockets путешествовала с востока на запад страны и организовывала мероприятия для стартаперов. Основатель YellowRockets Сергей Богданов рассказал о том, как они не ссорились в поездках, почему Самара входит в топ российских городов и по какой причине путешествовать по родине лучше всего на машине. 

От идеи до реализации

У меня есть секретный блокнот с целями на жизнь, и одной из них было к 40 годам объехать Россию на машине. Однажды ко мне приехал друг из венчурного фонда A&A Capital Алексей Маликов. Я рассказал ему о задумке, ведь сроки уже поджимали — мне как раз исполнилось 40 в этом году. Он предложил поехать вместе, и раз уж мы оба инвесторы, то можно было  не просто путешествовать, а организовать в каждом крупном городе мероприятия для стартаперов. Заодно получить бизнес-результат: познакомиться с новыми партнерами и инвесторами в регионах, найти стартапы для инвестиций и посмотреть, как живет инновационная Россия. 

Мы начали готовиться к экспедиции. Сначала обратились к крупным  федеральным институтам развития: от Сколково до Российской венчурной компании. Многим организациям понравилась наша идея. Они помогали с площадками и информационно поддерживали. Благодаря этому получилось масштабное мероприятие. Нас знакомили с губернаторами и министрами, показывали инновационную инфраструктуру, представляли местным инвесторам. Очень многое в этой экспедиции удалось благодаря нашим партнерам. 

Почему машина

Конечно можно было передвигаться и на поезде, и на самолете. Но машина предполагает больше свободы. Например, ты встретился с интересным человеком и понимаешь, что тебе важнее еще два часа поговорить с ним, а не бежать на рейс, где никто тебя ждать не будет. Ты просто позже уедешь из города и позже ляжешь спать. Ну? и нюансы с оборудованием. У нас с собой были кучи микрофонов, видеокамер, и каждый раз таскать это все по аэропортам и вокзалам — слишком много усилий. Плюс еще что-нибудь может потеряться. Со сформированным багажом перемещаться намного проще. 

Ролики на YouTube, сложности экспедиции и российские дороги

Экспедиция состояла из четырех человек. Я, Алексей Маликов — мой приятель-инвестор, специалист по связям с общественностью YellowRockets Сергей Вахрушев и оператор Дмитрий Буряк. В каждом городе мы снимали короткие видеоролики для YouTube. Нам давали интервью ведущие представители предпринимательской экосистемы: люди из власти, стартаперы, инвесторы, крупные бизнесмены. Но также мы разбавляли ролики съемками наших мероприятий и интересных мест города. Старались сделать так, чтобы наши подписчики узнали не только об идеях для бизнеса, но и почерпнули что-то для своих личных путешествий. 

В начале экспедиции, когда мы были во Владивостоке, я сказал ребятам, что могут возникнуть ссоры, и это нормально. Однако мы достаточно комфортно перенесли общество друг друга и слаженно работали. В техническом плане проблем не было совсем: ни одной царапины на машине, ни одного проколотого колеса. На удивление, в России очень хорошие дороги. 

Главная сложность экспедиции заключалась в усталости. Ты находишься как будто внутри игры. Просыпаешься, в 9 — завтрак с одним, в 9:30 — интервью с другим, в 10 нужно ехать в правительство, вечером — мероприятие, которое заканчивается в 11, а завтра в 6 утра нужно выезжать в другой город. Такой насыщенный график утомляет. Но мы еще на ранних этапах разработки подумали об этом, поэтому периодически прерывали наше путешествие. То есть мы ехали пару недель, затем улетали домой на 7 дней, и после возвращались в тот город, где оставляли машину. Сильно устаешь от постоянных переездов из одной гостиницы в другую, перетаскивания вещей и езды на автомобиле. Также за время путешествия было много общения, иногда даже слишком. Новые знакомства нужно еще и постоянно поддерживать, чтобы не потерять связь, и все это накапливалось как снежный ком.

Коронавирус

В плане коронавируса нам повезло, потому что весной сняли многие ограничения. Конечно, мероприятия все равно организовывались с учетом социальной дистанции и ношением масок. Но если бы мы чуть сдвинули график вперед, точно попали бы впросак. Некоторые регионы начали закрываться, мероприятия отменяться, так что нам повезло проскочить. Я не боялся заразиться вирусом, потому что переболел, и у меня было много антител, плюс я постоянно использовал средства дополнительной защиты. Кто-то из моих коллег был привит, кто-то тоже переболел, поэтому этот вопрос нас не сильно беспокоил. 

Топ городов

Мне очень понравился Владивосток — город, расположенный в холмах, где есть море, много солнца и хороших людей. Это очень предпринимательский, динамично развивающийся город. Красноярск тоже меня впечатлил, несмотря на их большую экологическую проблему. Из-за большого количества заводов прямо в городе периодически включается режим “черного неба”. Выбросы действительно сильно мешали. Но в плане развития крупного бизнеса Красноярск хорош. Екатеринбург в последнее время сделал большой шаг вперед. Я был там до экспедиции пару лет назад, и за эти года он сильно вырос, особенно в плане предпринимательства и городской среды.

Каких-то разочарований не было. Однако я ждал повышенной предпринимательской активности от Новосибирска — как-никак столица Сибири. Мне казалось, что я должен был увидеть больше, чем увидел, но это скорее мои завышенные ожидания, не совпадающие с реальностью, а не вина региона.

Выводы и второй этап экспедиции

У нас получилось многое, поэтому концепция второго этапа аналогичная. Будем перемещаться между городами на машине, проводить мероприятия, снимать ролики на YouTube. Мы планируем дополнительные партнерства с рыночными и государственными игроками, с институтами развития, чтобы организовывать мероприятия в ключевых городах можно было еще более масштабно. Также во втором этапе будем больше закладывать времени на города и отдых, потому что в прошлый раз мы немного переоценили свои возможности. Но ключевая цель была посмотреть Россию, познакомиться с интересными и талантливыми людьми из регионов. И мне кажется, эти задачи были успешно выполнены. 

Помимо впечатлений, мы получили хороший бизнес-результат. Сейчас у нас много контактов в регионах, которые помогают искать проекты по всей России для инвестиций. Мы познакомились с кучей инвесторов, нашли потенциальных клиентов. Например, в сентябре я еду в Биробиджан запускать одну из программ по развитию предпринимательства. 

Экспедиция понравилась не только нам. Один из наших европейских коллег предложил собрать в ключевых городах Европы русское комьюнити, которое развивает бизнес, живя за границей. Некая третья часть путешествия. Так что сейчас думаем еще и над этим. 

Начало второго этапа планируется в апреле-мае в следующем году. На этот раз поедем с юга на север. Мы хотим встроиться в региональную повестку, чтобы собрать больше людей. Например, если в регионе проходит какой-то форум, наша команда постарается приехать в эти же даты. Самару, кстати, тоже планируем включить. Наш город достаточно активный с точки зрения развития бизнеса. Мне кажется, купеческие города всегда были предпринимательскими. Даже несмотря на то, что в прошлом веке с этим было все очень сложно, связи, передающиеся из поколения в поколение, трудно искоренить. Плюс во время войны в Самаре появилось много предприятий оборонного комплекса, а следом за ними весь инженерно-технический состав. Были созданы технические университеты под эти предприятия. В нашем городе есть и предприниматели, есть люди, которые занимаются наукой, есть инженеры — это хорошая среда для развития технологического предпринимательства.

Очевидно, что есть лидеры — Москва и Питер, но Самара точно входит в топ-10 российских городов. Однако это не значит, что у нас все идеально и можно спокойно почивать на лаврах. Тут куча всего, что нужно улучшать и двигать дальше, и сейчас действительно то время, когда нужно действовать. Все как в “Алисе в стране чудес”: для того, чтобы стоять на месте — нужно бежать, чтобы двигаться — надо бежать еще быстрее.


Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации