Григорий начинал свою художественную деятельность, перерисовывая фотографии знакомых. И очень хотел научиться писать красками, чтобы их образы были по-настоящему живыми. Он смог научиться этому у самарских художников, заручившись поддержкой губернатора Свербеева.
Журавлев верил в то, что именно Бог наградил его способностью к рисованию, и старался развивать свой дар. Его написанные в реалистичной манере иконы отличает богатое внутреннее содержание, они полны искренних и глубоких чувств.
Скончавшийся 105 лет назад от скоротечной чахотки мастер похоронен рядом с расписанным им храмом в родной Утевке. Долгое время церковь находилась в запустении, пока сюда не прибыл отец Анатолий Копач, который на собственные средства начал ее восстанавливать. Однако это была капля в море. Недавно священник обратился за помощью к губернатору. И Дмитрий Азаров деятельно подключился к благородному делу: привлек к реставрации памятника спонсора — компанию «Роснефть», а также сам курирует работы.
Долгое время имя утевского иконописца находилось в забвении. Первым начал собирать сведения о Журавлеве его земляк, профессор СамГТУ Александр Малиновский. Плодом его исследований стала книга «Радостная встреча». В 2017 году писатель и ученый ушел из жизни. Но эстафету краеведа подхватили сотрудники музея имени Алабина, приступив к подготовке большой выставки о незаслуженно забытом самородке. Они проделали гигантскую работу, изучив архивы и составив полное жизнеописание и родословную земляка, разыскав его иконы по всем музеям страны и соединив их в большой экспозиции. Украшением выставки стал легендарный образ Святителя Николая, подаренный утевцем Николаю Александровичу — будущему императору Николаю Второму во время открытия им церковно-приходского училища в селе Гаршино, ранее входившего в состав Самарской губернии.
Заместитель директора музея имени Алабина по научно-экспозиционной работе Ирина Крамарева отмечает:
— Проект, посвященный Григорию Журавлеву, — большой, сложный и многоплановый. Подготовленная нами выставка прошла уже на двух площадках — в московском музее Андрея Рублева и в петербургском музее истории религии. Третий этап — в Самаре. Его отличие в том, что зрители смогут увидеть на выставке одну из первых икон Журавлева, которая хранится в Эрмитаже.
Научный сотрудник отдела истории русской культуры Эрмитажа Анна Иванникова пояснила:
— К сожалению, у нас в фонде только одна работа Журавлева. Насколько я знаю, на сегодня обнаружено небольшое число подписных икон этого мастера. И для нас обладать таким экспонатом уже большое счастье. Образ Святителя Николая был введен в научный оборот в 1990-е годы, когда Эрмитаж готовил крупную выставку русских икон, снабженных подписями и датами. На этой всех поразила пометка, гласившая, что писал ее зубами Григорий Журавлев, крестьянин села Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии. На иконе не было даты. И только благодаря самарскому исследователю Малиновскому мы узнали ее историю и сумели уточнить время написания. В Эрмитаж образ попал из Аничкова дворца, и то, что он находился в коллекции императорской семьи, не подлежит сомнению.
Большую роль в ознакомлении столичных искусствоведов и любителей искусства с утевским самородком сыграл депутат Госдумы РФ от Самарской области Александр Хинштейн.
— Чем больше мы узнаем о личном жизненном и творческом подвиге Григория Журавлева, тем крепче наша убежденность: работы этого замечательного мастера достойны памяти и внимания потомков, живущих не только в Самарской области, но и во всем мире, — считает он.
Губернский министр культуры Татьяна Мрдуляш подчеркнула, что кроме художественного наследия Журавлев оставил землякам пример силы духа, торжествующего над плотью. Художник должен служить образцом для подражания людям с ограниченными возможностями здоровья. Ведь всей своей жизнью он доказал, что им все по плечу.
Выставка продлится до 3 октября (0+).
Фотографии: Михаил Годовник
Страничка истории
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
Город
Город
Комментарии
0 комментариев