В чем пойти в театр. Отвечают сотрудники, а также эксперты в сфере сценического искусства и моды

19.08.2021

37646

Автор:

В чем пойти в театр. Отвечают сотрудники, а также эксперты в сфере сценического искусства и моды

Раньше одежда выполняла массу различных функций и строго регламентировалась. По наряду можно было легко определить финансовое, социальное и семейное положение человека. Сегодня наш мир становится все более демократичным, и миллионером в кедах, джинсах и майке уже никого не удивишь. 

Но осталось одно место, куда мы все еще стараемся одеться как можно красивее и богаче. Это театр. А может быть, зря? Нужно ли сейчас переобуваться или в современных реалиях это будет выглядеть нелепо? Что если стремление к упрощению проникло и в двери зрительного зала? Сотрудники главного театра региона, а также эксперты в сфере сценического искусства и моды постарались ответить на этот вопрос.

В чем пойти в театр. Отвечают сотрудники, а также эксперты в сфере сценического искусства и моды

Сергей Филиппов,
генеральный директор академического театра оперы и балета:

— Лет 20-30 назад никто не задал бы вопрос, есть ли какой-то дресс-код. Всегда считалось, что поход в театр был торжественным событием. Особенно в оперный, поскольку это всегда была квинтэссенция искусства, элитарный жанр. Сюда приходили в вечерних нарядах, как это было принято и сто лет назад. И ни у кого не возникало мысли, что можно вести себя как-то иначе. Сейчас присутствует более демократичный подход со стороны зрителей. В драматических театрах дресс-код вообще перестал существовать. Джинсы и свитер никого не удивляют. В нашем театре пока зрители в большинстве своем как-то придерживаются более торжественного стиля одежды, соответствующего духу обстановки. Все-таки опера и балет по происхождению — дворцовое искусство, на которое приходили в вечерних нарядах и драгоценностях. Что сохранилось до сих пор на классических европейских площадках, например, в Венской опере, куда публика никогда не позволит себе прийти в джинсах.

Мы не можем ввести жесткий дресс-код. Наверное, это было бы неправильно. Можем только рекомендовать.

Мне кажется оперный театр должен оставаться островком высокого стиля. Если на сцене дорогие, яркие, праздничные декорации, то зритель должен уютнее себя чувствовать в парадном костюме. Интерьеры нашего театра также располагают к этому. Это ведь лишний повод красиво нарядиться и не только посмотреть других, но и себя в какой-то степени показать.

В чем пойти в театр. Отвечают сотрудники, а также эксперты в сфере сценического искусства и моды

Елена Таранова,
главный администратор академического театра оперы и балета:

— Упоминание о дресс-коде для современной публики воспринимается старомодным, ведь даже европейский театр стал наиболее лоялен к своим зрителям, опасаясь, что они почувствуют себя нежеланными гостями, в то время как мы «боремся» за каждого нового посетителя. Это не значит, что нужно одеваться к нам как на стадион или дискотеку. Да и театральный этикет не изжил себя, а лишь видоизменился, мимикрируя. Но, справедливости ради, правила хорошего тона и уместность внешнего вида актуальны во все времена. Наряд, соответствующий событию, а именно посещению самого большого и красивого театра в Самаре — это не только дань традициям, это часть атмосферы, определенный настрой, уважение и пиетет перед артистами и высоким искусством оперы и балета. 

Российские театры рекомендуют торжественную одежду и вторую обувь. Однако несоответствие не становится препятствием для прохода зрителя в зал. На сменной обуви я бы сделала особый акцент, поскольку театр работает большую часть года в холодные месяцы. А наша погода весьма непостоянна — дождь и слякоть. Поверьте, даже в простом платье или брюках и при этом в чистой легкой обуви вам будет намного комфортнее. И все мысли, чувства, эмоции будут направлены на действо, царящее на сцене.

Другое дело — театральная премьера, открытие сезона, фестиваль с участием звезд мировой сцены. Это особенный торжественный повод, важность и масштабность которого уже понятна из анонсов и рекламы. Ведь, приобретая лучшие места в партер или амфитеатр, вы вряд ли захотите выглядеть обыденно. Но и здесь должно помогать чувство меры — скромность и элегантность. Платья в пол и высокий каблук для женщин приветствуются, выбор у мужчин — костюм и соответствующая обувь. А вот украшать себя всеми имеющимися драгоценностями или масштабной бижутерией не стоит. Очень приятно видеть наших любимых самарских оперно-балетных зрителей часто в красивых элегантных нарядах, соответствующих событию и сезону. 

Случалось, летом приходили зрители в пляжной одежде и обуви, очень сожалели, что не учли особенностей одежды для театра. В период новогодней кампании публика любит наряжаться в карнавальные костюмы и изысканные платья с боа. Однажды капельдинеров сбила с толку группа молодых людей в экстравагантной одежде черного цвета, именовавших себя «готами». Как оказалось, ребята отмечали свадебное мероприятие с посещением оперного спектакля.

В чем пойти в театр. Отвечают сотрудники, а также эксперты в сфере сценического искусства и моды

Татьяна Егорова,
работник академического театра оперы и балета:

— В чем бы мы хотели видеть зрителей? Для дам — длинное вечернее платье и подобранные в ансамбль туфли и сумочка, в перчатках, с изысканным макияжем. Кавалеры — в смокинге с бабочкой или темно-синем костюме, обязательно в чистых ботинках.

В чем обычно приходят зрители? В основном, конечно, публика понимает, что шорты и майка, сколько бы она ни стоила, — неподобающий наряд. Дамы приходят в скромных классических платьях. Кавалеры в белых рубашках и брюках.

Мы любим всех наших зрителей вне зависимости от их наряда. Они выбрали наш театр, а значит, уже прекрасны.

В чем пойти в театр. Отвечают сотрудники, а также эксперты в сфере сценического искусства и моды

Галина Торунова,
театровед, член Союза театральных деятелей РФ:

— В прошлом к походу в театр готовились как к нерядовому событию. Выбирали платье, обувь. Туфли были обязательным элементом гардероба. Непременно переобувались. Говорили даже, что в театр приходят не спектакль увидеть, а людей посмотреть и себя показать.

На рубеже 70-80-х годов Петр Львович Монастырский повесил при входе объявление: «В джинсах в театр не пускают». При том, что тогда джинсы были не будничной одеждой, их с трудом доставали. Но Петр Львович в своих владениях мог позволить себе все, что угодно. Сейчас, конечно, театры намного более демократичны.

Меня убивает, когда зритель ломится в зал в сапогах, особенно зимой, когда на улице снег и грязь. Другое дело, что театр сейчас объявили сферой обслуживания и тем самым принизили его статус. И зритель имеет право рассуждать подобным образом: «Я же в магазин хожу в этой обуви».

Есть и еще один важный момент. Когда рядом с тобой сидит дама, которая щедро нанесла на себя духи с тяжелым ароматом, чего делать перед походом в театр категорически не рекомендуется, это создает невыносимые условия для окружающих, особенно если у человека, например, астма.

Никаких законов по этому поводу нет. Не пустить неподобающим образом одетого зрителя или вызвать полицию театр не может. Полагаться можно только на чувство меры самого человека. 

Я за то, чтобы человек шел в зрительный зал как на праздник. Это во многом зависит от самого театра. Устраивает он этот праздник ли нет. И речь идет не о развлекательном шоу, а о пиршестве души.

В чем пойти в театр. Отвечают сотрудники, а также эксперты в сфере сценического искусства и моды

Мария Казак,
дизайнер-модельер, член Союза дизайнеров России, арт-директор фестиваля моды «Поволжские сезоны Александра Васильева»:

— В актуальной ситуации театр остается одним из немногих мест, куда мы можем красиво одеться. Хочется, чтобы публика помнила о правилах дресс-кода и соблюдала их, не допуская грубых ошибок. Отдельные зрители, среди которых больше молодых, зачастую считают возможным появиться в зале в стиле кэжуал (от англ. casual) — как обычно ходят по улице, на работу или на учебу. Это неправильно. Кеды, кроссовки, джинсы должны остаться за порогом театра.

Для дам я бы рекомендовала платья и туфли на каблуке. В том числе и потому, что мы их сейчас редко используем в повседневном гардеробе ввиду более активного образа жизни. В театре можно позволить аксессуарам сыграть более активную роль. Например, надеть шляпу, накидку из настоящего или искусственного меха или эффектную шаль, более крупные и яркие украшения. На выход будет абсолютно правильно использовать элементы гардероба, которые мы не можем носить в повседневной жизни.

К походу в театр нужно готовиться, не только изучая произведение, которым предстоит наслаждаться, но и в плане продумывания своего образа. Прекрасная идея — уделить внимание и образу партнера или подруг, чтобы сочетаться и соответствовать друг другу.

Всегда нужно ориентироваться на постановку и статус заведения.

Если это сцена с экспериментальными постановками и молодой режиссурой, конечно, дресс-код будет более демократичным. Например, можно попробовать что-то более современное и авангардное для театра-студии «Грань». Его логотип выполнен в черно-красной стилистике и можно применить в образе эти же цвета, тем самым показав свою осведомленность и сопричастность к творчеству коллектива.

Одна из премьер прошлого сезона в театре оперы и балета — балет-couture BACK TO LIFE («Возвращение к жизни»). Его показ предваряет дефиле коллекций дизайнеров-участников «Поволжских сезонов». Туда уместно будет надеть что-то более яркое, экстравагантное, фантазийное, чтобы продемонстрировать свою смелость и осведомленность о модных трендах.

В наши дни можно еще подобрать маску в стилистике своего образа, оставив разовые медицинские для повседневного ношения.

Запрещено для театра (по версии Марии Казак):

— повседневная бытовая обувь, в нашем климате она быстро теряет внешний вид;

— джинсы, особенно рваные и истертые, в случае с мужчинами в редких случаях они могут остаться (конечно, не рваные), но в сочетании с пиджаком в стиле смарт-кэжуал (элегантность и удобство — прим. авт.);

— худи (толстовки — прим. авт.) и майки с принтами из вялого бесформенного трикотажа.

— спортивный стиль.

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации