Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

17.08.2021

1085

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

Здесь вы не найдете старые шины, велосипеды или лыжи — некоторые балконы настолько эстетичны, что претендуют на звание городских достопримечательностей. Как, например, тот, что находится на доме Джульетты в итальянской Вероне и служит местом притяжения туристов со всего мира. «Самарская газета» собрала лучшие образцы в нашем городе и рассказывает историю зданий, на которых они расположены.

Морская раковина

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

На улице Льва Толстого, 97 находится один из самых красивых образцов архитектуры в стиле эклектика — дом Филимонова. В 1906 году мещанин с такой фамилией приобрел место под строительство. На нем возвели здание по проекту известного самарского архитектора Георгия Мошкова. На первом этаже предусматривался магазин, на втором — зал для электрического биоскопа, на третьем — жилые помещения. Как сообщают газеты от 1907 года, в доме Филимонова работал первоклассный электротеатр «Гранд-Электро». Была и чисто жилая часть постройки. 

В 1919-1922 годах здание передали в ведение коммунального хозяйства. Первый этаж переоборудовали под аптеку, жилые помещения использовали как общежитие. Сейчас площади в доме Филимонова арендуют представители малого бизнеса — студии, бар, тату-салон.

Парадный подъезд здания выходит на перекресток, над ним возвышается балконная плита в виде раковины, которую поддерживают мощные консоли. Выше расположен еще один балкон на консолях, но уже не такой просторный. 

Фасад декорирован лепниной в виде масок и растительного орнамента. В 2020 году его отреставрировали, привели в порядок массивные балконы и проемы. Однако свой исконный облик дом Филимонова так и не принял — не были восстановлены маскароны в виде львиных и слоновьих голов.

Оперный шик

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

Роскошными балконами может похвастаться и легендарная гостиница «Бристоль-Жигули» на улице Куйбышева, 111. Она была построена по заказу купца Николая Шемякина. Изначально носила название «Гранд-Отель» и была открыта в 1908 году вместе с рестораном «Аквариум» на первом этаже. 

Здесь останавливался известный оперный певец Федор Шаляпин. Его номер люкс с видом на улицу до сих пор называется Шаляпинским. Есть легенда, что певец дал импровизированный концерт с балкона. В честь этого события к 110-летию визита Шаляпина в Самару решили провести концерт «Басы на балконе». В 2019 году в рамках проекта «Модерн в облаках» три оперных певца целый час исполняли песни и арии из репертуара Шаляпина с балкона гостиницы. 

Во время ее реконструкции исторический дух того времени постарались сохранить в интерьерах. Остались нетронутыми натуральные ковры, антикварная мебель, паркет на полу и двойные массивные двери. Однако внешний облик, который придал зданию архитектор Михаил Квятковский, немного изменился. В ходе реставрации в 2017 году оригинальные лепнину и маскароны заменили на новодел. 

Немецкий минимализм

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

Необычные балконы имеются на особняке производителя Жигулевского пива Альфреда фон Вакано на улице Шостаковича, 3. Жилое здание было построено недалеко от пивзавода в 1914 году. Создателем проекта стал известный самарский архитектор Дмитрий Вернер. Он выполнил особняк в строгом стиле сдержанного и пропорционального немецкого модерна. Дом может похвастаться мансардой, полукруглой террасой и смотровой площадкой с видом на драматический театр. 

Пивовар в новом особняке прожил недолго — в 1915 году его выслали в Бузулук. Одно время помещения занимали красноармейский клуб, сельскохозяйственный институт, а затем коммуналки, которые просуществовали до 1990-х годов. 

В ходе реставрации особняк удалось сохранить и восстановить многие декоративные элементы. В нем остались голландские печные изразцы, лепнина, уникальные потолки и многие другие элементы декора. Здание является историческим памятником архитектуры. Сейчас в нем расположен Фонд социального страхования.

Архитектурная сказка

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

На Куйбышева, 139 находится особняк инженера Ивана Клодта. Его построили в 1898 году из красного кирпича и известняка по проекту Александра Щербачева. После революции здесь побывало множество учреждений — от редакции газеты до детского сада. Сегодня в здании работает Детская картинная галерея.

Внутри восстановлена богатая лепнина, очищены изразцы чудом уцелевших голландских печей, воссозданы сосновые двери и даже дверные ручки и оконные затворы первых владельцев.

Особняк Клодта сочетает в себе черты европейского замка и элементы древнерусской архитектуры. Его называют «домик-сказка», «игрушка», «теремок» или «пряничный домик». Такое впечатление он производит из-за множества деталей, в том числе террас и полукруглых балконов с тонкими коваными ограждениями. 

Закаты для ностальгии

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

На Куйбышева, 151 находится бывший особняк дворянина Александра Наумова, построенный по проекту Александра Щербачева. В советское время в нем располагался Дворец пионеров. 

Внешний облик здания довольно брутальный и мрачный. Возможно, вдохновением для создателя послужило здание парижской Гранд-опера. Наумов был человеком консервативных взглядов, поэтому предпочитал классическую архитектуру, а не  экспериментальные постройки, которые строились по заказу местных купцов. Возвели дом из необычного материала — местных пород известняка, добытого в Жигулевских горах, вид на которые открывается с балконов второго этажа. Строительство завершили в 1905 году. 

Как только Наумов поселился в особняке, на него было совершено покушение. Стоило хозяину выйти на балкон своего дома, как из Струковского сада полетели пули, правда, ни одна из них не достигла цели.

После революции Александр жил в эмиграции на Лазурном берегу Франции. Он с особой теплотой вспоминал свой самарский дом и волжские закаты, которые были видны с балкона. Даже новую виллу назвал «Волга» в честь любимой реки.

Балкон рыбного магната

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

Дом Григория Сапрыкина на Ленинградской, 22 был построен в 1913-1914 годах. В некоторых источниках он упоминается как особняк Головкина. Видимо, Сапрыкин был последним владельцем этого здания. Он специализировался на продаже рыбы и, скорее всего, первый этаж использовал под рыбную лавку, а второй для жилья. 

В те времена Ленинградская наряду с Троицкой площадью была местом элитной рыбной торговли — здесь продавали осетров, севрюгу, белугу и их икру. Рядом работали специализированные магазины.

Фасад здания украшают маскароны с растительными мотивами. По бокам расположены два балкона, а в центре — терраса с двумя колоннами. Они выполнены с использованием кованых извивающихся деталей. 

Ар-нуво 

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

На Фрунзе, 169 находится шестиэтажный жилой дом постройки конца XX века. Самарец Леонид Кудеров спроектировал его в необычном для города стиле постмодернизма. Здание даже имеет название «Муха» — в честь Альфонса Мухи, чешского художника, работавшего в стиле ар-нуво, творчеством которого вдохновлялся архитектор.

Это яркий пример постсоветской экспериментальной архитектуры, свободной от запретов и ограничений. Окна-бойницы придают дому черты северного модерна, а минималистичные балконы и лоджии будто утоплены в фасаде. Благодаря таким смелым решениям здание было признано лучшим проектом на Всероссийском смотре архитектурных произведений «Зодчество-1997». 

Деревянное зодчество

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

Совсем рядом есть другой образец уникального стиля — дом дворянина и помещика Юлия Поплавского на Фрунзе, 171, построенный в 1899 году по проекту архитектора Александра Щербачева.

Здание украшено легкими флюгерами над высокими четырехгранными шатрами, а также разнообразной ажурной резьбой. Стилистическое решение связано с обликом драмтеатра, который находится напротив. 

Сам Поплавский был крупным помещиком и имел земельные участки в Николаевском и Бузулукском уездах Самарской губернии, вкладывал деньги в строительство доходных домов. В 1919 году его особняк перешел в ведение города и был отдан под коммунальное жилье. До сих пор благодаря своим резным деталям он является одним из главных самарских памятников деревянного зодчества в стиле классицизм с наложением декоративных элементов русского стиля. 

Строгая монументальность

Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

Похвастаться своими балконами может и трехфасадное здание на Шостаковича, 1, возведенное в 1914 году в стиле модерн по проекту Дмитрия Вернера. Изначально в нем размещалось Общественное собрание служащих, а после революции — различные организации: Красноармейский клуб имени Карла Либкнехта, Центральный дом крестьянина имени Ленина, Клуб ворошиловских стрелков, Фрунзенский райсовет и другие. С 1975 года в здании располагается военно-исторический музей.

Над входом находится открытый балкон. На его металлическом ограждении изображены два лавровых венка. Этот элемент Вернер любил использовать в своих постройках. 

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации