На улице Льва Толстого, 97 находится один из самых красивых образцов архитектуры в стиле эклектика — дом Филимонова. В 1906 году мещанин с такой фамилией приобрел место под строительство. На нем возвели здание по проекту известного самарского архитектора Георгия Мошкова. На первом этаже предусматривался магазин, на втором — зал для электрического биоскопа, на третьем — жилые помещения. Как сообщают газеты от 1907 года, в доме Филимонова работал первоклассный электротеатр «Гранд-Электро». Была и чисто жилая часть постройки.
В 1919-1922 годах здание передали в ведение коммунального хозяйства. Первый этаж переоборудовали под аптеку, жилые помещения использовали как общежитие. Сейчас площади в доме Филимонова арендуют представители малого бизнеса — студии, бар, тату-салон.
Парадный подъезд здания выходит на перекресток, над ним возвышается балконная плита в виде раковины, которую поддерживают мощные консоли. Выше расположен еще один балкон на консолях, но уже не такой просторный.
Фасад декорирован лепниной в виде масок и растительного орнамента. В 2020 году его отреставрировали, привели в порядок массивные балконы и проемы. Однако свой исконный облик дом Филимонова так и не принял — не были восстановлены маскароны в виде львиных и слоновьих голов.
Роскошными балконами может похвастаться и легендарная гостиница «Бристоль-Жигули» на улице Куйбышева, 111. Она была построена по заказу купца Николая Шемякина. Изначально носила название «Гранд-Отель» и была открыта в 1908 году вместе с рестораном «Аквариум» на первом этаже.
Здесь останавливался известный оперный певец Федор Шаляпин. Его номер люкс с видом на улицу до сих пор называется Шаляпинским. Есть легенда, что певец дал импровизированный концерт с балкона. В честь этого события к 110-летию визита Шаляпина в Самару решили провести концерт «Басы на балконе». В 2019 году в рамках проекта «Модерн в облаках» три оперных певца целый час исполняли песни и арии из репертуара Шаляпина с балкона гостиницы.
Во время ее реконструкции исторический дух того времени постарались сохранить в интерьерах. Остались нетронутыми натуральные ковры, антикварная мебель, паркет на полу и двойные массивные двери. Однако внешний облик, который придал зданию архитектор Михаил Квятковский, немного изменился. В ходе реставрации в 2017 году оригинальные лепнину и маскароны заменили на новодел.
Необычные балконы имеются на особняке производителя Жигулевского пива Альфреда фон Вакано на улице Шостаковича, 3. Жилое здание было построено недалеко от пивзавода в 1914 году. Создателем проекта стал известный самарский архитектор Дмитрий Вернер. Он выполнил особняк в строгом стиле сдержанного и пропорционального немецкого модерна. Дом может похвастаться мансардой, полукруглой террасой и смотровой площадкой с видом на драматический театр.
Пивовар в новом особняке прожил недолго — в 1915 году его выслали в Бузулук. Одно время помещения занимали красноармейский клуб, сельскохозяйственный институт, а затем коммуналки, которые просуществовали до 1990-х годов.
В ходе реставрации особняк удалось сохранить и восстановить многие декоративные элементы. В нем остались голландские печные изразцы, лепнина, уникальные потолки и многие другие элементы декора. Здание является историческим памятником архитектуры. Сейчас в нем расположен Фонд социального страхования.
На Куйбышева, 139 находится особняк инженера Ивана Клодта. Его построили в 1898 году из красного кирпича и известняка по проекту Александра Щербачева. После революции здесь побывало множество учреждений — от редакции газеты до детского сада. Сегодня в здании работает Детская картинная галерея.
Внутри восстановлена богатая лепнина, очищены изразцы чудом уцелевших голландских печей, воссозданы сосновые двери и даже дверные ручки и оконные затворы первых владельцев.
Особняк Клодта сочетает в себе черты европейского замка и элементы древнерусской архитектуры. Его называют «домик-сказка», «игрушка», «теремок» или «пряничный домик». Такое впечатление он производит из-за множества деталей, в том числе террас и полукруглых балконов с тонкими коваными ограждениями.
На Куйбышева, 151 находится бывший особняк дворянина Александра Наумова, построенный по проекту Александра Щербачева. В советское время в нем располагался Дворец пионеров.
Внешний облик здания довольно брутальный и мрачный. Возможно, вдохновением для создателя послужило здание парижской Гранд-опера. Наумов был человеком консервативных взглядов, поэтому предпочитал классическую архитектуру, а не экспериментальные постройки, которые строились по заказу местных купцов. Возвели дом из необычного материала — местных пород известняка, добытого в Жигулевских горах, вид на которые открывается с балконов второго этажа. Строительство завершили в 1905 году.
Как только Наумов поселился в особняке, на него было совершено покушение. Стоило хозяину выйти на балкон своего дома, как из Струковского сада полетели пули, правда, ни одна из них не достигла цели.
После революции Александр жил в эмиграции на Лазурном берегу Франции. Он с особой теплотой вспоминал свой самарский дом и волжские закаты, которые были видны с балкона. Даже новую виллу назвал «Волга» в честь любимой реки.
Дом Григория Сапрыкина на Ленинградской, 22 был построен в 1913-1914 годах. В некоторых источниках он упоминается как особняк Головкина. Видимо, Сапрыкин был последним владельцем этого здания. Он специализировался на продаже рыбы и, скорее всего, первый этаж использовал под рыбную лавку, а второй для жилья.
В те времена Ленинградская наряду с Троицкой площадью была местом элитной рыбной торговли — здесь продавали осетров, севрюгу, белугу и их икру. Рядом работали специализированные магазины.
Фасад здания украшают маскароны с растительными мотивами. По бокам расположены два балкона, а в центре — терраса с двумя колоннами. Они выполнены с использованием кованых извивающихся деталей.
На Фрунзе, 169 находится шестиэтажный жилой дом постройки конца XX века. Самарец Леонид Кудеров спроектировал его в необычном для города стиле постмодернизма. Здание даже имеет название «Муха» — в честь Альфонса Мухи, чешского художника, работавшего в стиле ар-нуво, творчеством которого вдохновлялся архитектор.
Это яркий пример постсоветской экспериментальной архитектуры, свободной от запретов и ограничений. Окна-бойницы придают дому черты северного модерна, а минималистичные балконы и лоджии будто утоплены в фасаде. Благодаря таким смелым решениям здание было признано лучшим проектом на Всероссийском смотре архитектурных произведений «Зодчество-1997».
Совсем рядом есть другой образец уникального стиля — дом дворянина и помещика Юлия Поплавского на Фрунзе, 171, построенный в 1899 году по проекту архитектора Александра Щербачева.
Здание украшено легкими флюгерами над высокими четырехгранными шатрами, а также разнообразной ажурной резьбой. Стилистическое решение связано с обликом драмтеатра, который находится напротив.
Сам Поплавский был крупным помещиком и имел земельные участки в Николаевском и Бузулукском уездах Самарской губернии, вкладывал деньги в строительство доходных домов. В 1919 году его особняк перешел в ведение города и был отдан под коммунальное жилье. До сих пор благодаря своим резным деталям он является одним из главных самарских памятников деревянного зодчества в стиле классицизм с наложением декоративных элементов русского стиля.
Похвастаться своими балконами может и трехфасадное здание на Шостаковича, 1, возведенное в 1914 году в стиле модерн по проекту Дмитрия Вернера. Изначально в нем размещалось Общественное собрание служащих, а после революции — различные организации: Красноармейский клуб имени Карла Либкнехта, Центральный дом крестьянина имени Ленина, Клуб ворошиловских стрелков, Фрунзенский райсовет и другие. С 1975 года в здании располагается военно-исторический музей.
Над входом находится открытый балкон. На его металлическом ограждении изображены два лавровых венка. Этот элемент Вернер любил использовать в своих постройках.
Страничка истории
«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.
С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков. Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. Валин.
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи. К этому времени относится начало творческого пути Александра Смирнова. Он пишет литературно-критические материалы, театральные рецензии, выступает и как поэт, работает над очерками по истории Самарского края.
Город
Комментарии
0 комментариев