Балконная романтика. Что скрывают террасы на самарских домах

17.08.2021

769

Автор:

Фотограф: Владимир Пермяков

Здесь вы не найдете старые шины, велосипеды или лыжи — некоторые балконы настолько эстетичны, что претендуют на звание городских достопримечательностей. Как, например, тот, что находится на доме Джульетты в итальянской Вероне и служит местом притяжения туристов со всего мира. «Самарская газета» собрала лучшие образцы в нашем городе и рассказывает историю зданий, на которых они расположены.

Морская раковина

На улице Льва Толстого, 97 находится один из самых красивых образцов архитектуры в стиле эклектика — дом Филимонова. В 1906 году мещанин с такой фамилией приобрел место под строительство. На нем возвели здание по проекту известного самарского архитектора Георгия Мошкова. На первом этаже предусматривался магазин, на втором — зал для электрического биоскопа, на третьем — жилые помещения. Как сообщают газеты от 1907 года, в доме Филимонова работал первоклассный электротеатр «Гранд-Электро». Была и чисто жилая часть постройки. 

В 1919-1922 годах здание передали в ведение коммунального хозяйства. Первый этаж переоборудовали под аптеку, жилые помещения использовали как общежитие. Сейчас площади в доме Филимонова арендуют представители малого бизнеса — студии, бар, тату-салон.

Парадный подъезд здания выходит на перекресток, над ним возвышается балконная плита в виде раковины, которую поддерживают мощные консоли. Выше расположен еще один балкон на консолях, но уже не такой просторный. 

Фасад декорирован лепниной в виде масок и растительного орнамента. В 2020 году его отреставрировали, привели в порядок массивные балконы и проемы. Однако свой исконный облик дом Филимонова так и не принял — не были восстановлены маскароны в виде львиных и слоновьих голов.

Оперный шик

Роскошными балконами может похвастаться и легендарная гостиница «Бристоль-Жигули» на улице Куйбышева, 111. Она была построена по заказу купца Николая Шемякина. Изначально носила название «Гранд-Отель» и была открыта в 1908 году вместе с рестораном «Аквариум» на первом этаже. 

Здесь останавливался известный оперный певец Федор Шаляпин. Его номер люкс с видом на улицу до сих пор называется Шаляпинским. Есть легенда, что певец дал импровизированный концерт с балкона. В честь этого события к 110-летию визита Шаляпина в Самару решили провести концерт «Басы на балконе». В 2019 году в рамках проекта «Модерн в облаках» три оперных певца целый час исполняли песни и арии из репертуара Шаляпина с балкона гостиницы. 

Во время ее реконструкции исторический дух того времени постарались сохранить в интерьерах. Остались нетронутыми натуральные ковры, антикварная мебель, паркет на полу и двойные массивные двери. Однако внешний облик, который придал зданию архитектор Михаил Квятковский, немного изменился. В ходе реставрации в 2017 году оригинальные лепнину и маскароны заменили на новодел. 

Немецкий минимализм

Необычные балконы имеются на особняке производителя Жигулевского пива Альфреда фон Вакано на улице Шостаковича, 3. Жилое здание было построено недалеко от пивзавода в 1914 году. Создателем проекта стал известный самарский архитектор Дмитрий Вернер. Он выполнил особняк в строгом стиле сдержанного и пропорционального немецкого модерна. Дом может похвастаться мансардой, полукруглой террасой и смотровой площадкой с видом на драматический театр. 

Пивовар в новом особняке прожил недолго — в 1915 году его выслали в Бузулук. Одно время помещения занимали красноармейский клуб, сельскохозяйственный институт, а затем коммуналки, которые просуществовали до 1990-х годов. 

В ходе реставрации особняк удалось сохранить и восстановить многие декоративные элементы. В нем остались голландские печные изразцы, лепнина, уникальные потолки и многие другие элементы декора. Здание является историческим памятником архитектуры. Сейчас в нем расположен Фонд социального страхования.

Архитектурная сказка

На Куйбышева, 139 находится особняк инженера Ивана Клодта. Его построили в 1898 году из красного кирпича и известняка по проекту Александра Щербачева. После революции здесь побывало множество учреждений — от редакции газеты до детского сада. Сегодня в здании работает Детская картинная галерея.

Внутри восстановлена богатая лепнина, очищены изразцы чудом уцелевших голландских печей, воссозданы сосновые двери и даже дверные ручки и оконные затворы первых владельцев.

Особняк Клодта сочетает в себе черты европейского замка и элементы древнерусской архитектуры. Его называют «домик-сказка», «игрушка», «теремок» или «пряничный домик». Такое впечатление он производит из-за множества деталей, в том числе террас и полукруглых балконов с тонкими коваными ограждениями. 

Закаты для ностальгии

На Куйбышева, 151 находится бывший особняк дворянина Александра Наумова, построенный по проекту Александра Щербачева. В советское время в нем располагался Дворец пионеров. 

Внешний облик здания довольно брутальный и мрачный. Возможно, вдохновением для создателя послужило здание парижской Гранд-опера. Наумов был человеком консервативных взглядов, поэтому предпочитал классическую архитектуру, а не  экспериментальные постройки, которые строились по заказу местных купцов. Возвели дом из необычного материала — местных пород известняка, добытого в Жигулевских горах, вид на которые открывается с балконов второго этажа. Строительство завершили в 1905 году. 

Как только Наумов поселился в особняке, на него было совершено покушение. Стоило хозяину выйти на балкон своего дома, как из Струковского сада полетели пули, правда, ни одна из них не достигла цели.

После революции Александр жил в эмиграции на Лазурном берегу Франции. Он с особой теплотой вспоминал свой самарский дом и волжские закаты, которые были видны с балкона. Даже новую виллу назвал «Волга» в честь любимой реки.

Балкон рыбного магната

Дом Григория Сапрыкина на Ленинградской, 22 был построен в 1913-1914 годах. В некоторых источниках он упоминается как особняк Головкина. Видимо, Сапрыкин был последним владельцем этого здания. Он специализировался на продаже рыбы и, скорее всего, первый этаж использовал под рыбную лавку, а второй для жилья. 

В те времена Ленинградская наряду с Троицкой площадью была местом элитной рыбной торговли — здесь продавали осетров, севрюгу, белугу и их икру. Рядом работали специализированные магазины.

Фасад здания украшают маскароны с растительными мотивами. По бокам расположены два балкона, а в центре — терраса с двумя колоннами. Они выполнены с использованием кованых извивающихся деталей. 

Ар-нуво 

На Фрунзе, 169 находится шестиэтажный жилой дом постройки конца XX века. Самарец Леонид Кудеров спроектировал его в необычном для города стиле постмодернизма. Здание даже имеет название «Муха» — в честь Альфонса Мухи, чешского художника, работавшего в стиле ар-нуво, творчеством которого вдохновлялся архитектор.

Это яркий пример постсоветской экспериментальной архитектуры, свободной от запретов и ограничений. Окна-бойницы придают дому черты северного модерна, а минималистичные балконы и лоджии будто утоплены в фасаде. Благодаря таким смелым решениям здание было признано лучшим проектом на Всероссийском смотре архитектурных произведений «Зодчество-1997». 

Деревянное зодчество

Совсем рядом есть другой образец уникального стиля — дом дворянина и помещика Юлия Поплавского на Фрунзе, 171, построенный в 1899 году по проекту архитектора Александра Щербачева.

Здание украшено легкими флюгерами над высокими четырехгранными шатрами, а также разнообразной ажурной резьбой. Стилистическое решение связано с обликом драмтеатра, который находится напротив. 

Сам Поплавский был крупным помещиком и имел земельные участки в Николаевском и Бузулукском уездах Самарской губернии, вкладывал деньги в строительство доходных домов. В 1919 году его особняк перешел в ведение города и был отдан под коммунальное жилье. До сих пор благодаря своим резным деталям он является одним из главных самарских памятников деревянного зодчества в стиле классицизм с наложением декоративных элементов русского стиля. 

Строгая монументальность

Похвастаться своими балконами может и трехфасадное здание на Шостаковича, 1, возведенное в 1914 году в стиле модерн по проекту Дмитрия Вернера. Изначально в нем размещалось Общественное собрание служащих, а после революции — различные организации: Красноармейский клуб имени Карла Либкнехта, Центральный дом крестьянина имени Ленина, Клуб ворошиловских стрелков, Фрунзенский райсовет и другие. С 1975 года в здании располагается военно-исторический музей.

Над входом находится открытый балкон. На его металлическом ограждении изображены два лавровых венка. Этот элемент Вернер любил использовать в своих постройках. 


Читайте также:

Город

Что будет, если не сообщить о преступлении

Читатели интересуются, отвечает прокуратура

Дети

С юных лет: топ-5 мобильных игр для развития детей

Проводим время за экраном смартфона с пользой

Культура

Искусство смотреть. Очень кратко о самарском арте. Часть 2

Продолжаем говорить о нашей художественной истории

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации