Как известно, в советское время старинную иконописную школу этого села перевели на рельсы декоративно-прикладного искусства. Вместо святых народные мастера стали писать героев сказок, литературных персонажей и даже сцены из жизни колхозников. Однако стиль письма и краски оставались все теми же — поэтичными и чистыми. В семилетнем возрасте маленькая Лена поступила в художественную школу, а в 18 окончила Палехское художественное училище. Продолжила образование в Самарском архитектурно-строительном университете. Изучала храмовое зодчество.
— Вообще-то я пишу иконы с 15 лет, — рассказала Стажук. — Изучила разные стили: начинала с палехского, потом работала в византийском, старорусском. Наконец выработала собственный, авторский подход к написанию святых образов.
Елена участвовала в росписи десятка храмов, пишет иконы для многих открывающихся по всей России обителей. Однако ей всегда хотелось поделиться мастерством, научить других людей древнему искусству.
Совсем недавно она набрала свой первый курс. Около десятка человек. Но началась пандемия. Собираться вместе было нельзя по санитарным нормам. Кто-то подсказал Елене организовать онлайн-обучение. Сначала ей не очень-то верилось, что все получится. Но, на удивление, все больше людей со всей страны и даже из-за рубежа стали записываться на уроки на ее сайте.
Сейчас у Елены более 50 учеников. Преподавательница гордится их успехами. Она решила собрать лучшие работы своих последователей и показать их самарцам. К каждой иконе есть сопровождение — рассказ автора о том, как он пришел в онлайн-школу Стажук, как писал свою первую икону и для чего. Многие приложили снимки всех этапов написания — от эскизов на бумаге до росписи красками и покрытия произведения лаком. Одни сообщают, что решили собственными руками создать семейную реликвию, чтобы ее передавали из поколения в поколение. Другие хотели помочь в обустройстве нового храма на селе. Третьи задумали через написание образов святых пережить новый опыт общения с Богом.
Все отмечают, что сначала далеко не все ладилось. Воцерковленные люди испрашивали благословения на этот труд у своих приходских священников. Тем, кто не частый гость в храме, пришлось очистить душу покаянием, прощением, урегулировать семейные проблемы. Словом, иконопись помогла многим успокоиться и поменять отношение к окружающей действительности.
Зато какая радость посещала, когда буквально из ничего рождался прекрасный образ Богородицы, Святителя Сергия или Николы Угодника. Причем, иконы писались под руководством Елены согласно правилам определенной школы и по проверенным временем канонам. Кто-то хотел изобразить Казанскую икону Божией Матери, кто-то Смоленскую, кто-то Иверскую. Для каждого преподаватель подбирала определенную методику обучения. Среди присланных Елене снимков много сделанных в храмах, когда иконы передаются в руки священникам; в кругу семьи, когда реликвию рассматривают все ее члены. По мнению Стажук, молодежь не должна считать, что церковное искусство – это что-то старое, забытое, замшелое. Каждый может прикоснуться к нему и почувствовать в своем сердце связь с Творцом.
Выставка продлится до 20 августа. (0+)
Ирина Меняйлова, ученица онлайн-школы Елены Стажук:
— Случайно попала на вебинар Елены Стажук. Привлекло то, что обещали учить по старинным, традиционным методикам. Писали: краски сами будем смешивать из пигментов, крупинки одного будут светиться из-под другого. Отделка — настоящим сусальным золотом. Захотелось окунуться в атмосферу времени без клея ПВА и синтетических красок. И когда по почте пришел ящичек с материалами для иконы это был полный восторг! Доски, покрытые левкасом, увидела впервые, восхитила их гладкость. Когда принималась за первую икону, хотела прежде всего ощутить присутствие, единение, общение с Богом. Чувство это мне уже было знакомо — оно так или иначе присутствует во всяком творческом процессе. Общее впечатление от курса: хочется еще! Хочется больше образов, разных техник и жанров.
Страничка истории
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
Культура
Город
Комментарии
0 комментариев