Чествуем Репина. Как в историко-музейном комплексе в Ширяево прошел праздник

11.08.2021

827

Автор: Татьяна Гриднева

Чествуем Репина. Как в историко-музейном комплексе в Ширяево прошел праздник

«Репин навсегда» — праздник в честь 177-летия великого русского художника стал одним из самых ярких культурных событий этого лета.

В 1870 году молодые живописцы Федор Васильев, Евгений Макаров и Илья Репин провели в Ширяево несколько месяцев, наполненных творческими событиями и не только. Здесь они отпраздновали день рождения Ильи. Сделанные на берегу Волги этюды послужили основой его первого грандиозного полотна «Бурлаки на Волге», которое шокировало своей правдой жизни столичную публику и прославило художника на всю Россию. Репин никогда не забывал Самару. Он оставил подробные живые воспоминания о жителях Ширяево и о своей поездке на Волгу. 

Чествуем Репина. Как в историко-музейном комплексе в Ширяево прошел праздник

Каждый год по мотивам книги мастера «Далекое близкое» проходит театрализованное действо прямо перед домиком, который компания столичных гостей снимала у местных крестьян. Сейчас это филиал Самарского художественного музея. Стараниями местных краеведов вросшая в землю изба сохранилась в своем первоначальном виде. А благодаря хлопотам известного деятеля культуры нашей губернии Аннеты Яковлевны Басс приобрела статус государственного учреждения. Открывая фестиваль, нынешний руководитель художественного музея Алла Шахматова напомнила об этом. Она подчеркнула: именно из-за настойчивости Басс, сумевшей пробить бюрократическую стену в 1990-м году, появилась возможность проводить прекрасный фестиваль на открытом воздухе. За минувшие годы он стал одним из самых привлекательных мероприятий не только для самарцев, но и для всех, кто путешествует по Волге. 

В этот раз Ширяево посетила делегация с юга Европы. Дело в том, что в 2021 году праздник приурочен к перекрестному Году музеев России и Италии. На церемонии открытия выступили вице-президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини и почетный консул Италии в Самаре Джангуидо Бреддо. Они прибыли на презентацию работы скульптора Владимира Амадео. Друг самарского музея и внук страстно любившего Россию коминтерновца, он создал композицию «Стрекоза», вдохновившись одноименной картиной Ильи Репина. 

Чествуем Репина. Как в историко-музейном комплексе в Ширяево прошел праздник

Во время открытия фестиваля Амадео передал свою работу в дар художественному музею. Отныне она будет украшать внутренний двор ширяевского историко-музейного комплекса. Небольшая по размеру металлическая скульптура установлена таким образом, что каждый желающий может сделать с ней селфи. Это не первый подарок ширяевскому музею. В прошлом году самарский живописец Александр Баканов передал в его экспозицию коллекцию своих работ, созданных по мотивам воспоминаний Ильи Ефимовича. 

Следуя установившейся традиции, фестиваль в этом году соединил в себе различные виды искусства. Не только живопись и скульптуру, но также театр и музыку. Актеры «Самарской площади» перенесли зрителей в далекий 1870-й год, реконструировав сцены знакомства Репина с местным населением и процесс написания им портрета бывшего церковного певчего, а на тот момент бурлака по фамилии Канин. Артисты вовлекли детей в создание живых картин по произведениям художника, а среди взрослых провели викторину на знание его творчества. 

Чествуем Репина. Как в историко-музейном комплексе в Ширяево прошел праздник

Выступление оркестра «Виртуозы Самары» и солистов Государственного Волжского русского народного хора погрузило гостей фестиваля в мир русской песни. А еще они приняли участие в разнообразных мастер-классах: научились создавать народные куклы, расписывать гипсовые рельефы, изготавливать анималистические сувениры из бумаги и шерсти, освоили азы ксилографии. 

Праздник запомнится всем надолго. Будем теперь целый год гадать, чем удивит нас следующий репинский фестиваль. 

Чествуем Репина. Как в историко-музейном комплексе в Ширяево прошел праздник

Владимир Амадео, скульптор:

— Илья Репин тонко уловил особенности внутреннего состояния девочки-подростка, изобразив свою дочь Верочку вскарабкавшейся на жердочку плетеной изгороди. Беззаботная радость бытия, балансирование между детством и юностью, готовность вспорхнуть и устремиться в водоворот жизни — все это ясно читается в живописном произведении мастера. Я решил передать все это в скульптуре, однако выполнил ее в собственной манере. Настоящее искусство велико тем, что способно своими идеями вдохновлять целые поколения художников. Для усиления эффекта я добавил моей девочке стрекозиные крылышки. 

Страничка истории

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации