Но вдруг, как бы случайно, в среде художников зародилась тенденция — писать уходящие в Лету городские дворики. И пионером в этом движении стал молодой в ту пору художник Саша Уханов. Коренной житель Куйбышева, детство которого прошло в домике-развалюшке в районе Ильинской площади, он еще пацаненком облазил все окрестности. И в его душу запала ни с чем не сравнимая прелесть потаенных дворов с их ветхими резными балкончиками, увитыми вьюнами хлипкими лесенками, покосившимися сарайчиками, колченогими скамеечками, самодельными цветничками, обложенными битым кирпичом. Все это осталось еще со времен войны, когда эвакуированные в запасную столицу люди вынуждены были селиться в не очень-то просторные квартиры коренных жителей. Вот и появились пристрои, лесенки, верандочки, террасочки. Жильцы на субботниках создавали своими руками некий уют во дворах, в которых в теплое время года проводили большую часть времени. А когда Александр начал посещать находившуюся поблизости от дома художественную школу №1, созданную отставным морским офицером Григорием Зингером, он новым, творческим взглядом увидел всю живописность старой Самары. С тех пор родной город стал основным персонажем его картин.
Нужно отметить, что судьба не баловала самарского парня. У него врожденные проблемы с руками и ногами. Однако он, пока мог, никогда не делился с окружающими своей болью. Напротив, был заводным и компанейским, веселым и обворожительным. На выставке, которая озаглавлена «Самарский озорной гуляка», есть коллективный портрет молодых художников 1970-х годов, написанный Ухановым. И, конечно, он в самом центре, стоит, обняв своих друзей.
Саша не ограничился художественной школой — окончил Пензенское художественное училище имени Савицкого. У него появились собственная манера, собственное видение того, к чему надо стремиться в искусстве. Вернувшись в родной город, Саша шокировал местных авторитетных художников творческой свободой: открытые цвета, неровная фактура, широкие мазки, искажение форм. Это был чистой воды западный экспрессионизм, а не всемерно культивируемый соцреализм. Наверное, поэтому заветного принятия в члены Союза художников России Уханову пришлось ожидать целых 20 лет. Его кандидатуру одобрили, но не потому, что он изменил своим художественным принципам, — изменился сам Союз и страна в целом.
В последние годы состояние художника ухудшилось, и он не смог принять участие в организации собственной персональной выставки. Ее инициаторами стали коллеги-художники, коллекционеры и почитатели. И это дорогого стоит. Получилось так, что они принесли в основном виды самарских домов и улиц. Картины написаны строго, без слащавости. Но столько в каждом из этих городских пейзажей настоящей любви к родному городу, восхищения его прошлым и настоящим. Кто-то из многочисленных выступавших на вернисаже отметил:
— Здесь картины, написанные в основном в 90-е годы. Тогда Саша работал особенно продуктивно. Говорят: ужасные 90-е! И где вы видите тот ужас? Его работы удивительно светлы, радостны. Значит, все в художественном творчестве зависит не от эпохи, а от настроения самого творца.
Настроение — ключевое слово для творчества Уханова. Каждая его работа имеет собственный дух, который легко считывается зрителем. Снежный покой «Зимнего города», предрассветная Волга в картине «Причал», звонкая радость короткого летнего дождя в работе «Прогулка». Все это мы видели и чувствовали когда-то.
Страничка истории
В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.
С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.
Культура
Город
Комментарии
0 комментариев