Вкус Азии. Художник Геннадий Тибушкин предлагает окунуться в «Переулки Самарканда»

03.08.2021

623

Автор: Татьяна Гриднева

Выставку Геннадия Тибушкина «Переулки Самарканда» в областном художественном музее необходимо увидеть хотя бы для того, чтобы настроить свой внутренний камертон восприятия изобразительного искусства. 

Здесь все подлинное — и мастерство, и чувства. Родившийся в Чимкенте и получивший образование в Ташкентском художественном училище талантливый русский парень просто заболел Азией. Он нашел удивительные приемы передачи атмосферы затененных глинобитными заборами улочек средневековых городов, пряных запахов восточного базара, раскаленного воздуха пустыни, покой которой нарушают лишь величавые верблюды. Даже чудом выросшая на барханах колючка поражает своей красотой и живописностью, хотя для ее изображения художнику хватило разных оттенков серой краски. Палитра его действительно скупа. Он взял в нее рыжую глину мазанок, черную почву виноградников да бесконечные переливы песка. Но, конечно, еще бирюзово-синий оттенок азиатского неба, который ярко звучит на полотнах, когда художник пишет древние мавзолеи Шахи-Зинда и купол Гур-Эмира. Иногда его сценки из жизни жителей Узбекистана подробны и реалистичны: сидящие на ступенях мечети седобородые мудрецы, закутанные в цветастые шали грациозные девушки, спешащие утром на рынок со своим товаром дехкане. Все это подчинено определенному внутреннему ритму, изящно, как на древних иранских гравюрах. Чаще же мастер склонен к обобщениям. Его кисть порхает по холсту, нанося меткие и крупные мазки. Тогда появляются настоящие фата-морганы, встающие перед утомленным путешественником из марева пустыни, такие как, например, покрытая еле заметной от времени позолотой стрельчатая арка и древние ворота Самарканда. 

Выставка ретроспективная. Мы видим, как рос и развивался талант художника, толчок которому, несомненно, дал его наставник Евсей Моисеенко, в чью мастерскую Геннадий попал, обучаясь в 1960-е годы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Наблюдаем, как от школы соцреализма шел к собственному постижению экспрессионизма и абстракции. Некоторые портреты и жанровые зарисовки явно навеяны кубистическими творениями Пабло Пикассо. Но в какой бы манере не были написаны полотна, для Тибушкина всегда оставалось важным передать ощущение бесценности мгновений жизни. Мы чувствуем это в пошатнувшейся сборщице яблок, растерявшей свой ароматный груз, в скорой поступи босых ног женщины в развевающемся платке, в исполненной неги фигурке молодой женщины, застывшей на пороге под лучами заходящего солнца. 

Многие наработанные приемы художник перенес и в изображение Волги, пейзажей Самарской Луки, которые он полюбил, переехав в Куйбышев в 1970-х годах. Здесь Тибушкина узнали и как талантливого педагога. До сих пор его ученики, да и просто коллеги по искусству, приглашают мастера в свои студии, чтобы тот оценил их работы, подсказал нужное решение. Художник, несмотря на свой солидный возраст, продолжает творить. Возможно, он еще удивит нас. В этой профессии годы упорного труда дают способность совершать настоящие открытия. 

 Выставка продлится до 5 сентября. 0+

Геннадий Тибушкин:

 — Художник сродни археологу. В современной действительности он находит глубокие связи с прошедшей жизнью. Средняя Азия колоритом, характером строений, лабиринтами жилищ и контрастирующими с ними историческими памятниками привлекает, вдохновляет художников. Интересно все: обилие шумных базаров, пустыри со скудной растительностью и раскаленной почвой, солнце и тени.  

Член Союза художников РФ Геннадий Васильевич Тибушкин родился в городе Чимкент (Южный Казахстан) в 1941 году. Окончил живописно-педагогическое отделение Ташкентского художественного училища им. П.П. Бенькова (1958-1963), затем — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1964-1971), где обучался в мастерской народного художника СССР Е.Е. Моисеенко. С 1972 года живет и работает в Самаре.


Читайте также:

Культура

Приглашение к путешествию. Как современные художники увидели Шарля Бодлера

Рассказываем, почему стоит посмотреть новую выставку в «Виктории»

Культура

Время Шостаковича. Многожанровый форум стартовал в Самаре

В городе проходит одно из самых ярких культурных событий

Город

Новые самарские арт-объекты: где найти, в чем смысл и кто это сделал

Семь масштабных изображений появились на фестивале Samara Ground 2021

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации