«Великий немой» в эпоху модерна. Как и когда появилось кино в Самаре

02.08.2021

917

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Владимир Пермяков

«Великий немой» в эпоху модерна. Как и когда появилось кино в Самаре

Музей модерна продолжает исследовать феномены Belle époque — времени, предшествовавшего Первой мировой войне. На стыке XIX и XX веков возникла фотография, а затем появилось ее производное — движущийся кадр, который и ознаменовал рождение «Великого немого». Так в ту пору называли кинематограф. 

«Великий немой» в эпоху модерна. Как и когда появилось кино в Самаре

В подвале дома Курлиной работает экспозиция, посвященная первым шагам «седьмого искусства» в Самаре. Устроители выставки постарались ответить на ряд очевидных вопросов. Какие механизмы привели фотографию в движение? Какими были первые кинотеатры? Что показывали там? И, наконец, зачем люди ходили в кино?

Перед тем как официально встать в ряд с музыкой, театром, архитектурой, изобразительным искусством и литературой, нарождающееся чудо техники заняло место лишь среди простых народных увеселений. Однако в нашем городе новый вид развлечений зауважали и полюбили сразу. В 1898 году «Самарская газета» сообщала: «В среду 27 мая знаменитый и единственный в мире аппарат движущейся, живой во весь рост фотографии, настоящий Люмиэра синематограф, который приводится в движение посредством электричества в летнем помещении Собрания служащих в правительственных и общественных учреждениях (угол Саратовской и Почтовой улиц), даст большой сеанс «Дуэль» из трех отделений и пятидесяти картин».  

«Великий немой» в эпоху модерна. Как и когда появилось кино в Самаре

Всегда отличавшиеся любознательностью самарцы почувствовали, что с синематографом пришла невиданная дотоле возможность расширить свои горизонты даже тем, кому не по карману было путешествовать. «Сбор фиников в Алжире», «Торжество юбилея в честь императора Франца-Иосифа», «Теперешний переворот в Персии», «На автомобилях через океан» — такие названия носили первые документальные ленты, билеты на которые раскупались моментально. А с появлением первых игровых картин интерес возрос многократно. Это было демократичное искусство, доступное и дворянам, и разночинцам, и купечеству, которое часто приходило на сеанс целыми семьями, запасаясь корзинами съестного. На дневные сеансы билеты были более доступными. Залы наполнялись разночинцами, студентами, рабочими. Вездесущие мальчишки пробирались и вовсе даром, с помощью различных уловок. 

«Великий немой» в эпоху модерна. Как и когда появилось кино в Самаре

Пока не получил распространение прокат, ленты приобретались электротеатрами как «единственные и патентованные экземпляры». А затем крупные предприниматели стали продавать более мелким «пропущенные» картины от 10 копеек за метр. Или отдавать напрокат порядком заезженные ленты за определенное вознаграждение. С этой поры в Самаре число кинозалов начало расти как на дрожжах, перевалив за два десятка. Были совсем необыкновенные. В архиве сохранилось прошение в городскую управу от гражданина Сергея Троицкого о постановке баржи напротив Струковского сада с целью размещения на ней электротеатра. На выставке представлен макет дореволюционной Самары, изрядно наполненной синематографическими залами. 

«Великий немой» в эпоху модерна. Как и когда появилось кино в Самаре
«Великий немой» в эпоху модерна. Как и когда появилось кино в Самаре

Выставка продлится до марта 2022 года (6+).

На кинематограф долгое время продолжали смотреть как на балаган. Когда в 1911 году в Москве прошел первый съезд владельцев биоскопов, фельетонист одной из петербургских газет писал: «Будем надеяться, что в ближайшем времени у нас состоятся бурные «съезды» содержателей чайных с граммофонами, уличных шарманщиков, фокусников, акробатов-шпагоглотателей, владельцев «Петрушек», вожаков обезьян и т.п.».

Николай Анощенко, мемуарист: 

— Работу киномеханика тех лет по справедливости можно было назвать «игрой с огнем на пороховой бочке», причем находившиеся здесь же по соседству с ним зрители и не подозревали о той реальной угрозе, которая поджидала их во время каждого посещения ими любого кинематографа. Но, несмотря ни на что, искусство кино развивалось в Самаре. 

Страничка истории

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

Читайте также:

Город

Как обработать загородный участок от клещей

Избавляемся от переносчиков опасных заболеваний

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации