Когда я рассказываю знакомым, что была на экскурсии на Сызранской ГЭС, меня обычно переспрашивают: «Где? Разве в Сызрани есть гидролектростанция?» Есть. Точнее, была. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, маленький провинциальный горок конца XIX века. Население — менее 50 тысяч человек. С наступлением темноты улицы погружались в сумрак: в городе было всего 450 фонарей. Они наполнялись керосином с конца августа до апреля и использовались только безлунными ночами. Нам такое представить довольно сложно, ведь современные города буквально сияют огнями. Первая электростанция в Сызрани — дизельная — была построена в 1913 году. Ее мощностей не хватало на растущий город. В 1925 году началось строительство нового источника энергии. Первоначально проект строительства Сызранской ГЭС не вошел в план ГОЭЛРО: может быть, про маленький город просто забыли? Тогда в Москву полетело письмо от Сызранскогого исполкома председателю Госплана СССР Глебу Максимилиановичу Кржижановскому, нашему земляку, уроженцу Самары. И это помогло. Проект поддержали и отдельной строкой включили в государственный план электрофикации и поставили на материальное и финансовое снабжение.
Сызрань, если смотреть на нее сверху, находится в голубом окружении — реки, озера. Создатели проекта решили использовать в своих целях природные ресурсы и построить гидроэлектростанцию. Масштабное сооружение возводили практически вручную — лопатами и кирками. Грузы перевозили тачки и лошади. При этом за время постройки было выбрано 200 тысяч кубических метров скальных пород. Торжественное открытие состоялось 7 ноября 1929 года.
В годы Великой Отечественной войны от Сызранской ГЭС питались цех по производству мин локомобильного завода, завод №136, выпускавший противовзрывные устройства для ДЗОТов, авиационно-техническая инженерная база, автомобильные базы… Коллектив награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Старушка-ГЭС буквально до этого года работала как часы — она была единственной в России работающей гидроэлектростанцией такого почтенного возраста. Более того, технические решения, примененные при ее строительстве, считаются классическими и вошли в учебники для вузов. Это единственный сохранившийся в первозданном виде памятник гидроэнергетики времен ГОЭЛРО
— Все сооружения, оборудование сохранились в первозданном виде, — рассказывает начальник Сызранской ГЭС Валентин Веселов. — Турбины были изготовлены на заводе имени Калинина Московского машинтреста в 1928 году.
Действительно, попав на электростанцию, переносишься практически на столетие назад. К истории здесь относятся очень бережно. Можно пройти по смотровой галерее — при этом над вами будет восемь метров воды, — прогуляться по открытому водоподводящему каналу длиной 120 метров, прикоснуться к инструментам, которые держали в руках еще строители ГЭС. Сотрудники бережно сохранили мостовой кран, использовавшийся в 20-е годы прошлого века для монтажа оборудования.
— Он исправен, — уверяет Валентин Веселов. — Управляется вручную, никаких электрических двигателей нет.
Впрочем, на ГЭС исправно все. Долгое время об уникальном объекте заботилось АО «Самарская сетевая компания». Объект обслуживали всего 13 человек. И именно это делало такую привлекательную ГЭС не очень доступной для туристов — режимный объект, посещать который можно только по специальному разрешению. Например, журналистам или студентам.
Несмотря на то, что гидроэлектростанция работала еще совсем недавно, энергию она никуда не поставляла. Почему же нельзя было ее законсервировать? Дело в том, что акватория водохранилища ГЭС — региональный памятник природы. По распоряжению губернатора Дмитрия Азарова он включен в список особо охраняемых природных территорий в комплексе с урочищем Монастырская гора. Это любимое место отдыха горожан. По мнению экологов, техническая остановка ГЭС невозможна не только потому, что это единственный сохранившийся в первозданном виде памятник гидроэнергетики времен ГОЭЛРО, но и потому, что с остановкой станции пруд и река около него превратятся в болото и сызранцы потеряют «курорт в городской черте».
Впрочем, возможно, в ближайшем будущем проблема будет решена. Как стало известно, энергетики передали ГЭС на баланс города. Она стала муниципальной. Власти Сызрани приняли решение о прекращении работы генераторов и о холостом сбросе воды через турбину.
— Далее мы обратимся в правительство Самарской области с просьбой сделать Сызранскую ГЭС музеем на туристическом маршруте. Из статуса ГЭС станция будет переведена в статус неэнергоснабжающего объекта, — заявил мэр города Николай Лядин. И добавил, что экологическая обстановка не ухудшится. Водохранилище в районе ГЭС запланировано очистить от зарастания камышом. Проект будет финансироваться из федерального бюджета. Его реализация намечена на 2022-2024 годы.
Общая протяженность русла Сызранки, которое надо очистить, — 26 километров. Оздоровлению водных ресурсов, Волги и малых рек большое внимание уделяет губернатор. А если ГЭС станет музеем, то увидеть уникальный объект смогут все желающие, в том числе и жители губернской столицы.
Страничка истории
Граф Лев Николаевич Толстой для своих современников был совестью эпохи. Не были безразличны к жизни, литературному творчеству и общественной деятельности Толстого и самарцы. Городские газеты публиковали перепечатки статей о нем из российских изданий.
Писали свои заметки о писателе и местные журналисты. «Самарская газета» систематически размещала материалы о нем, почти одновременно со столичными изданиями публиковала текст романа «Воскресение» и дала подборку суждений зарубежных критиков. А в сентябре 1900 года в ней было напечатано стихотворение местной поэтессы Елены Буланиной, посвященное этому произведению.
Такое внимание часто вызывало недовольство властей. Самарский губернатор в марте 1902 года жаловался в Главное управление по делам печати на редакцию «Самарской газеты» — дескать, имя графа Толстого мелькает на ее страницах почти ежедневно.
Город
История
Комментарии
0 комментариев