Ведущий киноклуба «Треугольник» Никита Никитин: Важен эффект сопричастности

14.07.2021

716

Автор: Маргарита Петрова

Более века кинотеатр «Художественный» — центр притяжения самарских киноманов. И около десяти лет в нем работает клуб «Треугольник» — площадка для поклонников интеллектуальных фильмов и любителей их обсуждения. 

В начале прошлого сезона его ведущим стал аналитик кинопроката, журналист Никита Никитин. Он рассказал «Самарской газете» о том, какие артхаусные картины могут конкурировать с блокбастерами и легко ли предугадать успех фильма. 

— Осенью прошлого года получил предложение стать основным автором программы и лектором киноклуба «Треугольник». По мере возможности мне помогал мой хороший знакомый Павел Тян. На протяжении сезона мы пробовали различные возможности, в следующем продолжим вносить посильные изменения. Одна из задач «Треугольника» — показывать самарским зрителям разнообразное и неоднозначное кино, по возможности выходя за рамки мейнстрима. 

В числе проблем при составлении расписания — переговоры с прокатчиком. Многие дистрибьюторы устанавливают так называемые минимальные гарантии: требования по определенному количеству сеансов и довольно крупные суммы, которые кинотеатр должен отдать прокатчику за возможность показывать фильмы. По этим и другим причинам репертуар для «Треугольника» порой бывает ограничен. В то же время нам нередко удается показывать фильмы по средам, в рамках превью-показов, еще до официального старта лент. Так или иначе мы стараемся предугадать масштаб зрительского интереса к той или иной премьере. В следующем сезоне попробуем подбирать картины, которые будут собирать широкую аудиторию. Важно уловить тренды современного кинопоказа. Например, ностальгические тенденции. Будем стараться обеспечить клубу необходимый базовый уровень посещаемости, не опуская при этом художественную планку предлагаемых картин. Чтобы наша постоянная аудитория, которая любит не просто смотреть фильмы, но и обсуждать их, оставалась довольна. 

— Какие конкретно изменения планируете для «Треугольника» в будущем сезоне?

— Попробуем провести сквозную нить по всему сезону, выстроить репертуар тематически. Продолжим искать картины, которые будет интересно обсудить, а потом они коммерчески выстрелят в «Художественном». Последним таким фильмом стал «Отец», который собрал очень хорошую кассу в столице и других городах, в том числе в Самаре. В его успехе сошлись многие факторы. Энтони Хопкинса у нас любят и знают, тем более он получил «Оскар» за эту роль. Нашел отклик у нашей аудитории и сам сюжет. Для многих людей в России актуальна проблема ухода за пожилыми родственниками. Поэтому картина успешно прошла для сегмента интеллектуального кино. Наша задача — выявлять один-два подобных фильма в месяц и ставить их в афишу «Треугольника».

— А это можно предугадать?

— Мое основное место работы — аналитическое издание «Бюллетень кинопрокатчика». Мы пишем о кино не как об искусстве, а именно как о бизнесе. В первую очередь нас интересуют жанровые картины — блокбастеры и так далее. Благодаря таким проектам индустрия развивается, зарабатывает деньги, которые потом идут в том числе и на экспериментальное, авторское кино.

В киноиндустрии давно закрепилось понятие арт-мейнстрим — авторское кино, которое пользуется спросом у разных категорий зрителей. В этом сегменте тоже есть свои блокбастеры. Например, фильмы Квентина Тарантино или Гая Ричи. Ленты «Однажды в Голливуде» и «Джентльмены» собрали в прокате более миллиарда рублей каждый — баснословные суммы, которые не всякому «Форсажу» по плечу. Это кино соответствует вкусам массовой аудитории, но при этом у создателей картин есть уникальный почерк, стиль, идеи, которыми они делятся со зрителями. Эти фильмы предлагают полноценный художественный мир, выстроенный по правилам автора. 

Например, следующий потенциальный зрительский хит в сегменте арт-мейнстрим — картина Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан». Он решен в той же эстетике, что и предыдущие хиты этого режиссера: «Королевство полной Луны», «Отель «Гранд Будапешт»». На удивление, его абсурдные трагикомедии, выполненные в своеобразной игрушечной, словно рукотворной эстетике, нравятся относительно широкой аудитории. «Отель «Гранд Будапешт»» неожиданно собрал в России в свое время 200 млн рублей. Будем пытаться угадывать успех подобных картин. 

Вторая ставка — на ностальгию и ретро. В последнее время в кинопоказе сформировалась новая ниша — спрос на жанровые шедевры последних двух-трех десятилетий. Сейчас вновь востребованы фильмы, которые аудитория старше 30 видела в период своего формирования, но не могла тогда посмотреть в кинотеатрах. «Матрица», «Бойцовский клуб», «Бегущий по лезвию», «Чужой», «Сияние» — классика 80-90-х. Попробуем в «Треугольнике» двигаться в этом направлении.

— Зачем сегодня, когда все фильмы и сериалы есть в интернете, людям отрываться от удобного дивана и нести деньги в кассу кинотеатра?

Никто не отменял аспекта социализации. Людям нужно выходить из дома куда-то в «третье место» (часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место») — прим. авт.) и общаться друг с другом. Еще есть момент событийности. Невозможно сделать просмотр фильма в домашних условиях по-настоящему ярким и запоминающимся. Также давайте не забывать момент самоидентификации. Например, пойти на премьеру очередного фильма студии Marvel в костюме любимого персонажа и посмотреть картину в кинозале, полном единомышленников, — один вид удовольствия. Выбраться на эксклюзивный показ какого-нибудь высоколобого кино, где ты, наоборот, окажешься в числе избранных, — другой.  

Все-таки некая прибавочная культурная стоимость в походе в кинозал есть. Если говорить о блокбастерах, здесь все понятно — зрелищность. Но и при просмотре камерных, разговорных фильмов, также важен эффект сопричастности и сопереживания. Вы сидите в темном зале, окруженные незнакомыми людьми, — это дарит более сильное впечатление.

Наконец, я убежден, большой экран добавляет фильму художественности. Как минимум, ты смотришь ленту без перерывов и по-другому воспринимаешь ее протяженность, погружаешься в нее. Помните, Тарковский говорил, что кино — это запечатленное время. Задача автора — увлечь тебя и не выпускать из этих тисков до самых титров. Такой эффект максимально ощутить можно только в кинозале. 

Приведу два ярких примера последних лет из мира зрительского кино. «Аватар» — фильм, который порой упрекают в схематичности сюжета. Якобы он создавался только ради спецэффектов. Но в том-то и дело, что благодаря сочетанию сюжетной простоты и качества компьютерной графики эффект 3D в фильме превращается в полноценное выразительное средство киноязыка. В зрителе высекается эмоция не тем, что нечто громоздкое «выпрыгивает» на него с экрана, а благодаря тому, что сам зритель окунается внутрь мира картины. Или другой, совсем свежий пример — фильм ужасов «Тихое место». По сюжету персонажам нельзя издавать никакие звуки, иначе появятся монстры и всех съедят. Максимальный эффект от предлагаемого создателями аттракциона возникает при условии, что в кинозале стоит полная тишина. То есть фильм производит наибольшее впечатление именно в правильно воссозданной обстановке. 

— Можете назвать преимущества «Треугольника» перед другими киноклубами Самары?

— Во-первых, традиционность площадки. «Художественный» — это бренд, который знают в Самаре. У него есть репутация культурной площадки, культурной институции, выстроенной вокруг кино, на которой можно увидеть нечто необычное, редкое. Центр российской кинематографии — постоянный участник Ночи кино и Ночи искусств. Во-вторых, в «Художественном», а значит, и в «Треугольнике», поддерживается высокое качество кинопоказа благодаря хорошему техническому оснащению. В большом зале есть возможность демонстрации картин 3D-формата, например. Условно говоря, если Годар снова снимет фильм в трехмерном формате, в «Художественном» его можно будет показать.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации