Профессор Самарского государственного института культуры Дмитрий Дятлов: Духовая музыка любую идею облекает в добро

25.06.2021

111

Автор: Маргарита Петрова

В эти выходные, 26 и 27 июня, проходит фестиваль «На сопках Манчжурии» — праздник для всей любителей духовой музыки. Профессор Самарского государственного института культуры Дмитрий Дятлов выпустил книгу о тех, кто в нашем городе способствовал созданию и развитию такого редкого направления, как духовое музицирование. Вот что он рассказал об этом обозревателю «Самарской газеты».

В поисках очевидцев

— Идея создания книги появилась в администрации Самары, которая на протяжении долгих лет поддерживает муниципальный духовой оркестр и в целом духовое движение в городе. Когда ко мне обратились с просьбой написать исследование, я ответил, что создание научного труда потребует много времени — около года, а за несколько месяцев можно создать текст в жанре публицистики. В результате появилась книга, каждая глава которой посвящена конкретным людям, внесшим вклад в становление движения. 

Прежде всего я отправился в сердце духовой музыки в Самаре — в муниципальный оркестр под управлением Марка Когана. Там узнал, кто ключевые фигуры в этом деле сегодня, поскольку мы понимаем, что подобного рода музицирование во многом в прошлом. В наш информационный век духовое исполнительство можно встретить на старых фотографиях, в фильмах, документальных записях. А еще на парадах, праздниках, на набережной. Это, безусловно, вызывает интерес, но для функционирования таких оркестров требуется подвижническое усилие конкретных персон. Именно эта задача передо мной и встала — найти людей, которые сами творили культуру духовой музыки Самары и, кроме того, рассказали бы о своих предшественниках. 

Проследить историю этого направления в XIX веке не удалось. Самые ранние из сохранившихся воспоминаний — начало ХХ, когда, возвращаясь из Японии, в нашем городе какое-то время квартировал Мокшанский полк. В прессе сохранились отрывки критических публикаций об их публичных концертах. Это уже почти легендарная история. А то, до чего можно было дотянуться, — послевоенное время.

За именами — история

— Первым представителем самарского духового движения, которого вспоминают очевидцы, можно назвать Алексея Дьячкова. Полулегендарная фигура. Он работал духовиком в эстрадно-джазовом оркестре при кинотеатре из знаменитого куйбышевского треугольника: «Художественный» — имени Ленинского комсомола — «Молот». У него в Доме пионеров училась методист музыкального училища, флейтистка Елена Баранова, много лет проработавшая в оперном театре. А также Олег Шибаев — создатель кафедры духовых инструментов в институте культуры, которую впоследствии развивал Анатолий Майоров. Он много лет руководил студенческим духовым оркестром. Выступал с ним на самых разных площадках нашего города: в оперном театре, филармонии, под открытым небом. Майоров рассказал о духовиках, возглавлявших самодеятельные коллективы при заводских клубах. 

Самый старший образец духового подвижничества Самары — Леонид Теппер, представитель обширного цеха военных дирижеров. Сейчас в нашем городе их осталось мало. А когда здесь базировался штаб военного округа, было огромное количество оркестров. 

Председатель Самарского отделения всероссийского духового общества Михаил Куликов — главный историк военно-дирижерского дела в городе. Он рассказал мне, что, если углубиться в жанр военного марша, можно понять, насколько тот многообразен, интересен и связан с европейской традицией. 

Куликову многое пришлось сделать для возрождения духового исполнительства, которое было почти убито в 90-е годы (особенно в детских музыкальных школах). 

Юрий Зудов — тоже военный дирижер, который был трубачом-виртуозом и резко изменил линию жизни, в результате чего стал начальником военно-оркестровой службы Приволжского военного округа. Он сообщил, что его коллектив насчитывал сто человек — исключительно отборных музыкантов. Они много ездили по фестивалям и выступали на уровне столичных ансамблей, в том числе оркестра министерства обороны. 

Владимир Гузиев — дирижер оркестра культурного центра ГУВД Самарской области. Он руководит эстрадно-джазовым коллективом, в котором помимо духовых инструментов есть синтезаторы и бас-гитары. Их репертуар включает популярную и джазовую музыку, вальсы 20-30-х годов ХХ века. Как военный дирижер он столкнулся с организацией дела с нуля. Приехал в часть в Германии, где ему дали двух солдат и предложили создать оркестр. Многие с таким сталкиваются. По этой причине рождается огромное количество аранжировок. Например, есть партитура на 15 голосов, а у дирижера три музыканта. Приходится ее переписывать. 

Дирижер военного оркестра управления Росгвардии Самарской области Олег Чемоданов выступает еще и как певец. Репертуар у его коллектива тоже весьма разнообразный. 

Марк Коган — главный организатор современного духового движения в Самаре. Процесс восстановления этого музыкального направления идет трудно, несмотря на весь объем помощи от городских властей. Хотя так серьезно, как сейчас, никто не поддерживал духовой оркестр на протяжении всей истории Самары.

Одним словом

— Духовой оркестр — это принадлежность истории. Можно попробовать предположить, как могла звучать Самара 150 лет назад. Естественно, здесь присутствовала музыка расквартированного полка. Другие мелодии могли раздаваться из окон аристократических домов. Люди из богатого сословия обучали своих детей и играли сами. 

Духовая музыка точно присутствовала. Она принадлежность воинских ритуалов и праздников, городских торжеств и дворянских собраний. Это исполнительство было во плоти и крови всего местного быта. 

Про музыку высокого стиля, например симфонию Малера, можно сказать: истина. У Шостаковича слышится бытописание или отражение реальности. А звучание духового оркестра хочется охарактеризовать одним словом, которое сегодня, во времена новой этики, непопулярно. Это слово — «добро». Что бы мы ни слушали, даже военный марш «Прощание славянки», духовая музыка любую идею облекает в добро.

Справка

Дмитрий Дятлов

Доктор искусствоведения, профессор Самарского государственного института культуры, член Союза композиторов и Союза журналистов России. Автор около 70 научных публикаций, среди которых три монографии о музыкальном исполнительстве. Автор более 130 музыкально-критических материалов в периодических изданиях Самары и Москвы.


Читайте также:

Медицина

Бесплодие, ЭКО и беременность: как врачи и пары борются с диагнозом

Обсудили важные вопросы с самарским репродуктологом

Культура

Пятый век самарского искусства. Очень краткий очерк

Рассматриваем нашу художественную историю

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации