Десять минут на погоню. Мотовзвод особого назначения

04.06.2021

232

Автор: Лариса Дядякина

В июле 2018 года в самарской Госавтоинспекции организовали мотовзвод. И вот уже четвертый сезон он следит за порядком на дорогах. Командир взвода ДПС, капитан полиции Дмитрий Бурдыганов и старший инспектор ДПС, капитан полиции Николай Борцов рассказали «Самарской газете» о работе подразделения в областной столице. 

О задачах и кадрах

Бурдыганов: 

— Наше подразделение создано для пресечения нарушений правил дорожного движения, которые допускают мотоциклисты. Для сохранения их здоровья и жизни. Но в целом у нас те же задачи, что и у инспекторов ДПС на патрульных автомобилях. Мы работаем и с водителями машин. В мотовзводе семь сотрудников. Они поступили на службу в подразделение после того, как прошли специальную подготовку, в том числе на автодроме. У каждого есть права соответствующей категории — «А». Стаж управления приветствуется. Я за рулем мотоцикла с юности. В настоящее время владею Yamaha Venture — это круизер, предназначенный для дальних путешествий. Планируется, что в этом году наш взвод пополнится еще двумя сотрудниками. 

Борцов:

— На спецподготовке будущие сотрудники мотовзвода отрабатывают навыки управления в разных условиях, приемы экстренного разгона, торможения, маневрирования, а также как правильно действовать в аварийных ситуациях. Мой стаж вождения — с 2002 года, начинал на мотоцикле советского производства «Иж». Сейчас в личном пользовании модель для передвижения по городу Kawasaki Z1000. 

О мотоциклах 

Борцов: 

— Мы несем службу на пяти мотоциклах BMW. Объем двигателя 800 кубических сантиметров, мощность 91 лошадиная сила, максимальная скорость 240 км/ч. Они оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами, багажными кофрами для перевозки бланков протоколов, постановлений, приборов, отделом под рацию, дугами для защиты водителя и корпуса мотоцикла. Преимущества перед патрульной машиной — маневренность, скорость, а минусы — постоянная тряска, пыль. Если говорить о нашей форме, то это экипировка «черепаха» — шлем, мотоботинки и перчатки, подлокотники, наколенники. 

Бурдыганов:

— Аварийные ситуации при управлении мотоциклом случаются каждый день. Автомобилисты начинают перестраиваться, не глядя в зеркала, или мы оказываемся в мертвой зоне. Но за время существования мотовзвода ни одного ДТП с участием наших инспекторов не произошло. Мотоциклы не разбили, они не горели, и, какие бы слухи ни ходили, за три сезона и в текущий четвертый никто с них не падал. 

О нарушениях

Бурдыганов: 

— Когда мы начинали работать, нарушителей среди самарских мотоциклистов было много. Они ездили без прав, без госзнаков, без шлемов, не регистрировали свой двухколесный транспорт. Сейчас большинство исправились, стали дисциплинированными. Увидеть мотоцикл без номеров практически невозможно. Крайне редко стали встречаться нетрезвые мотоциклисты. Мы считаем, что ситуация улучшилась благодаря мотовзводу. Да, еще есть водители, которые не надевают экипировку, катаются в сланцах. Но это не считается нарушением. Тем не менее без экипировки опасно, а в сланцах можно обжечься о двигатель. 

Борцов: 

— Некоторые управляют мототранспортом, в конструкцию которого внесены изменения. Например, выхлопная система не соответствует требованиям технического регламента и государственного стандарта. Из-за этого мотоциклы издают громкие звуки. С такими водителями мы проводим профилактические беседы, измеряем уровень шума, за превышение привлекаем к административной ответственности по статье 8.23 КоАП РФ. После первого предупреждения 30% мотоциклистов добровольно заменили выхлопную систему на стандартную. 

О внимании

Борцов: 

— Места несения службы, маршруты движения мотовзвода определяются руководством ГИБДД с учетом анализа аварийности. В сезон работаем при любых погодных условиях. Но сильный ливень лучше переждать, иначе мотоцикл начинает «плавать». При необходимости следуем и по грунтовым дорогам. Не редки выездные мероприятия в области. Мы побывали почти во всех районах нашего региона. Для сельской местности увидеть мотовзвод — шок. 

Бурдыганов: 

— Да и в Самаре внимание к мотовзводу не ослабевает, относятся позитивно. Многим нравится наше подразделение, дети в восторге. Водители останавливаются, чтобы сфотографироваться. Мотоциклисты, которые не нарушают, рады с нами пообщаться, что-то спросить. Нам приятно. 

О помощи

Бурдыганов:

-Бывает, задерживаем угонщиков. Можем и ДТП оформлять. По несколько раз в день убираем заторовые ситуации, которые возникают из-за аварий. Патрульная машина стояла бы в пробке, а мы быстро пробираемся между рядами и помогаем участникам происшествия заполнить европротокол, оттолкнуть автомобили. Так открываем дороги и пускаем движение. 

Борцов:

— Стараемся помогать в трудных ситуациях. Как-то на улице Ново-Садовой водитель попросил помочь добраться до больницы. В его машине ребенок потерял сознание, и жена плохо себя чувствовала. Был час пик, большая пробка. Сначала мы, учитывая габариты мотоцикла и машины, сомневались, сможем ли освободить дорогу. Но у нас получилось. Впереди следовали два мотоцикла с сигналами, а за ними — эта машина. Мы показывали другим автомобилистами руками, чтобы они посторонились. Так доехали до больницы. У семьи было сильное отравление. 

О погонях

Бурдыганов: 

— Обычные патрули просят нас постоять с ними, поскольку часто мотоциклисты не останавливаются по их требованию. А когда мы рядом, никто не проезжает мимо, поскольку знают, что будет преследование, да еще и в аварийную ситуацию можно попасть. Это никому не нужно. 

В первые два сезона погонь было много. Сейчас их почти нет. Преследование ведется как минимум двумя мотоциклами с включенными световыми и звуковыми сигналами. Сначала — доклад по рации в дежурную часть и сообщение, куда мы двигаемся, чтобы патрули поблизости оказали содействие. В городе уйти от мотовзвода проблематично. Погоня длится максимум десять минут. На большее у преследуемых не хватает силы духа. Они видят, что наши намерения и транспорт — серьезные. Один сотрудник вырывается вперед, а второй немного прижимает нарушителя. Затем постепенно снижаем скорость и берем его в «коробочку», блокируем, преграждаем дорогу. 

О работе вне сезона

Бурдыганов:

— После завершения сезона ставим мотоциклы на консервацию. Потом идем в отпуск. Он у сотрудников мотовзвода только в октябре и ноябре. Затем возвращаемся в подразделения, где служим. Я командир взвода в роте. Мои задачи — расстановка сил и средств, проверка нарядов, контроль за личным составом. А Николай Борцов — старший инспектор ДПС, оформляет ДТП с пострадавшими. 


Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации