«Что формирует наш характер? Волга». Самарская симфония Бориса Кожина

15.05.2021

426

Автор: Маргарита Петрова

«Что формирует наш характер? Волга». Самарская симфония Бориса Кожина

12 мая отметил день рождения много лет работавший главным редактором Самарской (Куйбышевской) студии кинохроники Борис Кожин. Документалист. Один из основателей местной кинолетописи. Не только Самара знает Бориса Александровича, но и он ее. И как никто другой умеет рассказывать о ней. С нежностью, юмором, подмечая малейшие черточки и мимолетные выражения на любимом лице своего города.

«Что формирует наш характер? Волга». Самарская симфония Бориса Кожина

О Волге

— Что формирует характер самарца? Волга. Многие появились на реке сразу из роддома. Они вдохнули этот воздух один раз и навсегда стали самарцами. Когда я снимал фильм «Самара. Волга. Пляж», одна героиня сетовала мне: «Я дура. Могла родить в декабре, а родила в июне». Неделю была в душном роддоме и потеряла связь с Волгой. Приехала из роддома и уже через три часа была на пляже. Ребенок, который лежит в коляске, — самарец. Он уже вдохнул Волгу.

Волга, Жигули и совершенно удивительная и загадочная Самарская лука. Их покой, широта — вот это формирует характер самарца. Конечно, степь, лес. Но прежде всего — вода. Неброскость, глубина и мудрость формируют дыхание самарца.

У меня был приятель — главный редактор «Леннаучфильма», чистокровный ленинградец Валерий Суслов. Как-то он мне рассказал про свою сестру, которая работает в Эрмитаже. На нее стоит очередь — она свободно говорит на английском, французском и немецком. И как-то она сказала ему: «Валерка, меня скоро уволят». Она показывает иностранным туристам Санкт-Петербург и заканчивает маршрут у Зимнего дворца. Каждый раз в конце экскурсии у англичан, французов и немцев только один вопрос: «The river Volga?» (с англ.: «Эта река — Волга?» — прим. авт.) Я устала говорить им, что это Нева, и уже два года соглашаюсь с ними. Ты их можешь увезти на Енисей, Лену, Амур. Они в России? Течет река? Значит, Волга.

О беседе

— При мне двое разговорились и один сказал: «Я футболом занимаюсь». Другой спросил: «А футбол — это что?» И тот на салфетке стал ему рисовать и объяснять про одиннадцать человек в команде, два тайма по 45 минут и так далее. После того как они расстались, к первому подходят и говорят: «Дурень, ты зачем центру нападения «Крыльев Советов» полчаса подробно рассказывал, как устроена игра?»

О главном 

— Настоящие самарцы хорошо знают, что главное в жизни — делать главное. Это у них в крови. Особенность самарцев — всегда находить главное и никогда не размениваться на мелочи. Они напоминают мне героя басни Феликса Кривина. Муравей теряет зрение. Ему советуют: «Вам надо купить очки». Он отвечает: «Мне очки не нужны. Большие вещи я вижу. А мелочи меня не интересуют».

О войне

— Великая Отечественная война и Самара — удивительная тема. Ни одной бомбы здесь не упало. Столица эвакуации, вторая столица.

Одна женщина мне сказала: «Вы очень хороший человек». Я удивился: «Вы меня в первый раз видите». На что она мне ответила: «Все куйбышевцы очень хорошие люди». Во время войны она везла сына в эвакуацию. Их сняли с поезда в Куйбышеве, он умирал. Его вылечили, отогрели и накормили врачи детской поликлиники. И скольких наш город прижал к груди и спас?

Все знают, что Шостакович закончил здесь «Ленинградскую» симфонию. И здесь же впервые ее исполнили. Но мало кто знает другое. Самого Шостаковича в этот момент волновало совсем не это. Он приехал в Куйбышев с четырехлетним сыном — Максимом, который был тяжело болен. Дмитрий Дмитриевич не знал, что с ним делать. Они жили за простыней в 81-й школе вместе с Большим театром. Ему подсказали, что ребенка надо показать Самуилу Абрамовичу Гринбергу. Это был старый педиатр, который лечил еще детей купцов, в том числе Челышева. И тот спас его сына. А Шостакович смог спокойно закончить свою симфонию. Сохранилась записка, которую великий композитор отправил нашему врачу: «Дорогой Самуил Абрамович. Я сегодня в оперном театре показываю свою новую вещь. Если у вас будет время и желание, если вы не очень устали, — приходите. Я буду очень рад». Речь шла о «Ленинградской» симфонии.

О личностях

— А многие приезжали к нам и становились самарцами. Алабин родился не в нашем городе, а в Подольске. Но он стал дышать как самарцы, стал писать о Самаре, застраивать ее усилиями архитектора Щербачева, которого привез из Москвы.

Второй губернатор — Грот. Сделал столько для Самары, сколько не сделал никто. Подарил 3 000 личных книг нашей библиотеке. Или еще один губернатор, Григорий Аксаков, сын известного писателя. Они стали самарцами. Открывали музеи, галереи.

Алабин один год был губернатором Софии. Одна из центральных улиц столицы Болгарии названа его именем. Я спросил у местных, почему. Они мне сразу показали на огромный дом с колоннами — библиотеку, которую он построил. Мы делали с Борей Свойским (кинодокументалист, драматург — прим. авт.) фильм «Алабин, или Поиски нового героя». Я рылся в самарских архивах и нашел письмо. «Александр Александрович, волею России служу болгарам, строю библиотеку. Но у них нет ни одного произведения вашего отца. Помочь бы им надо». И тот присылает ему сундук с произведениями своего отца — Александра Сергеевича Пушкина. Алабин служил вместе с его сыном, генералом. Потом новый лист бумаги. «Совсем мало медицинских книг. Пришлите что-нибудь по психиатрии». И ему молодой Бехтерев присылает. Вот так самарцы служили России.

Боря Свойский жизнь свою положил на разгадывание тайны — в чем особенность самарца. Это он придумал главную характерную черту самарца — антиснобизм. О чем бы он ни писал, а он был поэт, какой бы фильм ни снял, а их было много, он мыслил и дышал как самарец.

О созидателях

— Великолепные строители. Все, что построено на Куйбышева, бывшей Дворянской, на Фрунзе, бывшей Саратовской, стоит до сих пор, не тронутое войной. И польский костел, и особняк Клодта, и здание банка. А наш знаменитый модерн? Даже если строили не самарцы, Самара им диктовала, как надо. И Волга, и лука, и вечные в дымке Жигули задавали тон.

Борис Кожин 

Родился в Куйбышеве 12 мая 1938 года. 

После окончания средней школы поступил в Куйбышевский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет. Окончив его в 1960 году, работал воспитателем детского дома, учителем средней сельской школы. Преподавал русский язык, литературу, историю. Затем работал учителем в двух средних школах Куйбышева. 

С 1962-го по 1969 год работал старшим редактором киноотдела института «Оргэнергострой» Министерства энергетики и электрификации СССР. 

С 60-х годов прошлого века по настоящее время сотрудничает с телевидением, радио и газетами. 

Член Союза журналистов с 1972 года. 

На Куйбышевской студии кинохроники с 1969 года. Сначала работал старшим редактором, а с 1978-го по 2010-й год — главный редактор. 

С 1989 года член Союза кинематографистов России. 

Был редактором сотен номеров киножурнала «Поволжье» (затем «Современник»). 

Автор сценариев более 40 фильмов. И сегодня продолжает работать в качестве сценариста на студии «Волга-фильм». 

Автор ставшего легендарным сборника «Рассказывает Борис Кожин» (2007).

Страничка истории

«Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов.

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец (настоящее имя — Степан Гаврилович Петров). Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

На страницах газеты в разные годы печатались Николай Гарин-Михайловский, Алексей Бостром, критик Василий Чешихин-Ветринский. Сюда присылали свои произведения Владимир Короленко, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации