Мастер по художественному стеклу Андрей Субботин: Люблю интересные задачи

27.04.2021

54

Автор: Алена Семенова

Андрей Субботин уже более десяти лет создает картины из самого хрупкого и капризного материала, который можно себе представить. Мастер по художественному стеклу рассказал sgpress.ru, как не разбить чужие надежды и не поранить руки при изготовлении очередной уникальной вещи. 

Экологичный материал 

Меня привел в профессию друг, который работает со стеклом уже больше 25 лет. Мне сразу пришелся по душе материал, который настолько отличается от любого другого. Стекло красиво выглядит, оно экологично, подходит для переработки и удобно в быту. 

За эти годы я узнал много тонкостей мастерства, освоил разные приемы. Для работы нужна специальная печь: изделия из стекла не выдуваются, а «пекутся». Еще в списке необходимого шлифовальная машина, особые краски, щипцы и многое другое. Я работаю в мастерской, где все это есть.  

Даже при наличии самого современного оснащения изготовление предметов из стекла — нелегкий труд. Над одним можно трудиться месяц. Каждый мастер вкладывает в свое творение частицу себя. 

Разные техники

Чтобы воплотить интересный замысел, нужно хорошо владеть профессиональными техниками. Я обычно использую фьюзинг — метод спекания цветного стекла в печи. В таком изделии отсутствуют металлические соединения между вырезанными частями, они так вплавляются друг в друга при высокой температуре, что становятся однородными. 

Еще владею техникой тиффани. Это то, что обычно называют витражами. Такой способ спаивания деталей между собой в конце XIX века придумал представитель известной семьи ювелиров, американец Луи Тиффани. 

Не пренебрегаю и моллированием. Название происходит от латинского mollio — размягчаю, плавлю. Это технология формовки промышленных и художественных изделий из нагретого листового стекла. Я использую ее при изготовлении оригинальных тарелок, бра, форм, ваз, подсвечников. 

Мои изделия нередко приобретают в качестве подарка, часто для зарубежных друзей и родственников. Почему-то в Германии художественное стекло особенно популярно. 

Индивидуальный подход

Обычное дело, когда люди просят создать картину или икону. Я горжусь тем, что несколько моих работ украшают храм в поселке Рыбная Слобода. Иконы размещены с уличной стороны, вставлены в кованые рамки. Когда из-за эпидемиологической обстановки людям нельзя было посещать церковные службы, они все равно могли их видеть. 

Еще у меня есть постоянный заказчик, который дважды в год просит сделать подарки для его мамы — на день рождения и к 8 Марта. Он архитектор, творческий человек, и приносит мне собственные эскизы, которые я воплощаю. 

Некоторые просят сделать каких-нибудь животных. У нас много коллекционеров, собирающих фигурки ежей, слонов или зайцев. Иногда заказывают гербы, а еще просят отремонтировать разбитые стекла. В Самаре почти никто этим не занимается. Многие говорят, проще сделать новые, но я берусь и за такую работу, несмотря на то, что она очень сложная и кропотливая. 

Бывает, поступает заказ на копию с фотографии. А однажды на выставке ко мне подошли и попросили повторить в своем изделии старинную монету 1800 года. Ее нашел при раскопках друг заказчика, археолог. Мне скинули картинку, и я сделал тарелку с идентичным изображением. Клиент остался доволен. Сказал, что и не подозревал, что стекло может быть настолько реалистичным. Мне интересно решать такие задачи в своей работе. Вроде бы обычная монета, но с историей. 

Опасная работа 

При работе со стеклом важно соблюдать осторожность. В процессе шлифования можно стереть руки до крови. Всегда есть риск порезаться или поймать осколок. Когда вырезаешь стекло, оно может лопнуть. Сложность заключается в том, что разрезы приходится делать не прямые, а под углом, фигурные. 

Меня часто просят провести мастер-класс в моей мастерской. Но я отказываюсь из соображений безопасности. Одно неловкое движение, и можно не просто порезаться, а, например, пробить артерию. Особенно если ты новичок. Со временем приходит опыт, кожа на ладонях грубеет, что помогает делу. 

Мои главные правила — сконцентрироваться и не бояться. Легче пораниться, когда нервничаешь. 

Другой важный нюанс — нельзя смешивать между собой разные виды стекла. Оно бывает отечественного, немецкого и китайского производства. Не зная этого, легко испортить изделие — такая вещь попросту лопнет. 

Профессиональные тонкости

— Чтобы стать хорошим мастером по стеклу, необходимы терпение и усидчивость. Многие начинали этим заниматься, но быстро бросали. Здесь нужна не только креативность, но и внимательность. 

Я стараюсь зарабатывать своим мастерством. Бывают времена, когда очень много заказов. Они идут один за другим. Люди находят меня через знакомых, в социальных сетях, на выставках. А случается наоборот — когда полный штиль. Радует, что семья поддерживает меня в любом случае. 

В Самарской области не очень много специалистов по художественному стеклу. Некоторых я знаю, однако у меня нет желания обмениваться опытом.  Предпочитаю до всего доходить своим умом. Есть риск и своеобразного плагиата, когда ты создаешь оригинальное изделие, а кто-то его копирует. Я считаю, что это в корне неправильно. Авторам лучше придумывать собственные идеи, вкладывать в работу свою индивидуальность. Нам нет смысла быть одинаковыми. То, что мы создаем, — почти искусство и к массовому производству отношения не имеет. 

К сожалению, ценителей художественного стекла в Самаре не много. В обществе сложилось мнение, что стекло — это безделушки. Я намерен и дальше совершенствоваться в любимом деле, чтобы разрушить этот стереотип. 

Читайте также:

Стиль жизни

«Что формирует наш характер? Волга». Самарская симфония Бориса Кожина

Пообщались с одним с документалистом, одним из основателей местной кинолетописи

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации