Общество

Самарцы — кто они?

О ментальных особенностях земляков и не только

Раздумывая, браться ли за эту тему, мучились вопросом: а имеет ли право на жизнь такое определение — «самарская ментальность»? Тем более сегодня — в эру тотальной глобализации, умопомрачительно быстро прогрессирующих коммуникативных технологий, стремительной и массовой миграции. Эксперты и наблюдатели сходятся в мысли, что имеет.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

— Самара — изначально город купцов, лабазников, грузчиков и лавочников, — говорит главный библиограф областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный, — что и определило характер и поведение местных жителей. Его нельзя было назвать «дворянским гнездом», как, скажем, соседние Саратов и Симбирск, или университетским центром, как Казань.

«Самарские горчичники» — хулиганы, известные всей дореволюционной России, тоже являлись своеобразной визитной карточкой. Трудно было пройти даже по центральной улице, не получив пинка или оплеухи или не услышав страшной ругани и нецензурной брани. Городские власти долго искали место, где открыть первую женскую гимназию, чтобы уберечь девушек от матерщины. В конце концов махнули рукой — все одно наслушаются по дороге.

Купеческий торговый город и задал тон характеристикам и мотивации поведения своим жителям: прижимистые, хваткие, практичные, грубоватые, консервативные, но здравомыслящие и инициативные, верткие, оборотистые, так что «голыми руками не возьмешь» -все это о самарцах, и только ли того времени?

***
 

27-летняя Анастасия Тихонечко в 2002 году переехала в Санкт-Петербург. И тогда поняла, что жители нашего города отличаются от питерцев наглостью и грубостью нрава, особенно в общественных местах: в магазинах, на остановках, в транспорте.

— Вы, — утверждает недавняя землячка, — эдакие говорящие кактусы. Лишний раз к вам обратиться страшно. Это в какой-то степени и манеру речи преломляет. При этом волжане очень гостеприимны, а в трудную минуту не оставят человека, обязательно помогут.

Самарские женщины любят ярко и дорого одеваться, могут даже занять денег, чтобы купить себе дорогую вещь. Петербурженки скромнее: они лучше потратятся на театр, кино или другое развлечение.

***

Имперская Самара всегда считалась исключительно малокультурным, чрезвычайно пыльным и грязным городом. Максим Горький наш город просто ненавидел. Про вечную пыль столбом и городскую духоту вспоминали оба великие Толстые: и Лев Николаевич, и Алексей Николаевич.

В то время, очевидно, родилась поговорка: «У нас как в Париже, только дома пониже и грязь пожиже». А девизом жизни в приволжском городке стала присказка: «Водка, лодка и молодка».

Представляя из себя некий «плавильный котел» различных наций и народностей, живших здесь испокон веку или пришедших до, во время и после эпохи Великого переселения народов, Самара как бы впитала самые характерные черты людей, в ней утвердившихся.

— Долгое время жители города вообще не считали себя самарцами, — рассказывает Завальный. — Они называли себя симбирянами, курскими, воронежцами — по тому месту, откуда приехали сюда их предки. Поэтому, считает доктор исторических наук, депутат Самарской губернской Думы Михаил Матвеев, до сих пор мы точно не знаем, как правильно называть жителей города: самарчане, самарцы, самаряне, самаричи, как-то иначе? Жительницу Самары точно правильно называть «самарка», утверждает он. Но у нас так окрестили реку…

***

Инженер   Ильдар Гареев,
29 лет:
— Когда я приехал сюда из Белебея, то просто поразился беспардонной манере езды самарских водителей, как и безбашеннному поведению пешеходов на дорогах. Человека на улице бьют — никто не заступится. Кто-то упал, лежит на тротуаре, прохожие идут мимо.

У ИСТОКОВ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Жесткие нравы российского Чикаго, как называли Самару на рубеже XIX-XX веков, несколько смягчила интеллигенция, эвакуированная из Москвы и Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Не последней, но самой крупной, по мнению Матвеева, волны переселенцев, когда население Куйбышева увеличилось сразу вдвое. Однако артисты и композиторы уехали, вернувшись в столичные театры и консерватории, а рабочие, с семьями переехавшие вслед за родными предприятиями, остались. Теперь городскую атмосферу насыщал в основном пролетариат. Именно тогда самарцы заговорили на московский лад — большинство заводов эвакуировали оттуда.

***

Нина Попова, учитель русского языка в одной из школ Ростова-на-Дону:
— Речь самарцев от нашей (юга России) отличается, похожа на московскую. Но в отличие от жителей столицы, вы как-то тянете окончания слов и предложений, медленно их произносите. Но слух не режет. Вообще вы и в жизни медлительные.
Город нравится, чисто у вас, уютно, только старую Самару стоит отремонтировать как следует. В быту самарцы неприхотливы — обходятся малым. Отношение друг к другу хорошее. Всегда подскажут, посоветуют, не то что в Москве, где даже ответить нормально не могут.

***

К послевоенным временам относятся многочисленные «характерные эпизоды», в избытке описанные нашими респондентами. В исполнении Завального: «Мой приятель поехал в Ленинград, а там очередь на остановке общественного транспорта, представляете?! Подошел автобус, приятель по привычке помог себе локтями, чтобы протиснуться в него. Стоявшая первой в очереди старушка похлопала того по плечу и вежливо поинтересовалась: «Молодой человек, вы из Куйбышева?».
Уроженец Днепропетровска Михаил Матвеев вспоминает, как дворовые мальчишки взахлеб объясняли друг дружке, что в случае атомной войны первая бомба упадет на Москву, вторая -на Ленинград, ну а третья, конечно, на Самару, поскольку здесь центр военной промышленности. При этом как рассказчик, так и слушатели испытывали восторг и гордость за свою малую Родину.

САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ

Самара — город даже не купеческий, а мещанский, уточняет заведующий кафедрой социальной психологии Сергей Березин. Большая численность пришлого населения сделала его заложником невнимательного к нему отношения. В то же время стала гарантией толерантности, которая волжский город всегда выделяла, говорит завкафедрой социологии и политологии профессор Евгений Молевич, приехавший сюда из Свердловска.

— Большую часть до недавнего времени занимали частные дома, т.е. это наполовину сельчане, наполовину горожане. А как известно, девушку из деревни можно вывезти, а вот деревню из девушки — чрезвычайно сложно, -иронизирует Березин. Отсюда, по его мнению, такое стремление к обособленности, изоляционизму. А крестьянско-купеческая жилка придала колоритную хваткость, предприимчивость и конкурентность.

— Сам я не местный, — нам, кстати, так и не удалось найти ни одного эксперта с самарскими корнями, — много поездил по миру и стране. И могу точно сказать, что взаимоотношения людей, скажем, в том же Саратове, существенно мягче, добрее. В Самаре они жесткие, конкурентные, дистантные, — свидетельствует психолог. По его мнению, самар-цы обладают завышенной самооценкой, кичливостью, которая появилась, конечно, не на пустом месте: пусть и запасная, но столица страны.

***

Бывшая самарская студентка Наталья Кириллова переехала во Владивосток:
— Самарцы — добрые, только чересчур зацикленные на быте. Не живут, а существуют от зарплаты до зарплаты. Но в праздники и выходные преображаются: появляются улыбки, доброжелательность, хотя и в обычное время способны на хороший поступок. Вот, например, когда я была абитуриенткой, возвращалась как-то после экзамена домой. Села в подошедший трамвай и обнаружила, что у меня украли кошелек. Но двое стоявших рядом мужчин выручили — надавали мелочи кондуктору и просто спасли меня. В тот день я поняла, что самарцы очень добрые люди. В чем я потом не раз убеждалась, например, когда мне нужна была местная регистрация, друзья помогли, причем бесплатно. Так что я не особо верю в рассказы про то, что здесь дружат только ради своей выгоды.

В ПОИСКАХ БРЕНДА

Помните знаменитый ролик социальный рекламы, который крутили по центральному ТВ, где «космонавт» Никита Михалков заявляет, что самые красивые девушки — в Самаре. И ведь на какую благодатную почву упала его фраза! Какой прилив патриотизма, гордости за Родину и взрыв самоуважения вызвала она…

…Самарская Лука, Волга и набережная, «Жигулевское» пиво, шоколад (который «уже не тот»), вазовские «Лады» («ах, так вы там рядом»), ракеты и ЦСКБ «Прогресс» (космическая столица мира же!), самые красивые девчонки — все это попытки поиска бренда, марки показателя отличительных особенностей, знака качества столицы региона, безусловно, самобытного и во многом самодостаточного.

А что, на ваш взгляд, должно стать символом Самары? Предложения высказывайте на форуме сайта https://sgpress.ru и по корпоративной почте samgazeta@samtel.ru. И тогда «Продолжение следует»…

По теме

Добавить комментарий

Комментарий появится после модерации.

Газета

Приложение