Путешествие вдвоем. Встречаемся на перроне

26.03.2021

82

Автор: Ирина Шабалина

Путешествие вдвоем. Встречаемся на перроне

Самарская область — крупный железнодорожный узел страны, перепутье дорог. Как транспортная система работает и с чего все начиналось? Познавательным экскурсиям по этой теме можно посвятить целый день.

Путешествие вдвоем. Встречаемся на перроне

Под открытым небом

В Самаре, в районе поселка Зубчаниновка, десять лет назад развернул свои интереснейшие экспозиции Поволжский музей железнодорожной техники. Экспонаты расположили на большой территории под открытым небом. 
Начинается маршрут с красивого деревянного дома, над входом в который прочтете: Дашково. 
— Это вокзальное здание сельской станции было построено в 1874 году, — вводит в курс дела директор музея Александр Лысак. — Станция располагалась на территории Пензенской губернии, в нынешней зоне обслуживания Куйбышевской железной дороги. Поскольку строение очень хорошо сохранилось, было решено именно его задействовать для музейной экспозиции. Здание разобрали, привезли в Самару, собрали, наполнили массой интересных вокзальных артефактов прошлого. Внутри появились печь, старинная мебель, несгораемый сейф образца XIX века, раритетные телефоны, чемоданы, фигуры пассажиров в дорожном одеянии, картины на стенах, дореволюционное расписание поездов, уголок дежурного по станции, буфет с самоваром и несколько витрин с фотографиями, документами из прошлого. За десять лет в нашем музее побывало почти 300 тысяч посетителей, многие оставили самые теплые отзывы.

Путешествие вдвоем. Встречаемся на перроне

Выходим из здания вокзала на перрон. Каждый экскурсант, конечно же, старается подойти к главному железнодорожному атрибуту прошлых веков — колоколу, оповещавшему пассажиров о прибытии и отправлении поездов. А дальше начинается целое паровозно-вагонное царство XIX и XX столетий. Стоят на путях образцы подвижного состава, о многих из которых мы лишь слышали, а какие-то видели в кинофильмах о Гражданской и Великой Отечественной войнах. Здесь есть макет паровоза уральских конструкторов Черепановых, изобретенного в первой половине XIX века, знаменитый паровоз «генерал с лампасами», вагоны-теплушки довоенных и военных времен, тепловозы и электровозы, цистерны и строительно-дорожная техника, дрезины и необычные электрички. Некоторые открыты для гостей музея, в вагоны и кабины машинистов можно заходить и свободно перемещаться. Всего на открытой площадке размещено 111 экспонатов. Так что набегаетесь изрядно, пока все рассмотрите.

Путешествие вдвоем. Встречаемся на перроне

Где готовят вагоны

В конце февраля в администрации Самары чествовали победителей Всероссийской премии «Маршрут года-2020». Дипломы и ценные призы представителям туристических и транспортных компаний вручала глава города Елена Лапушкина. Так, в номинации «Лучший маршрут на действующее производство» награду получила Федеральная пассажирская компания. Она разработала и успешно реализует познавательную, профориентационную программу «От вагона до перрона, или Дом, где живут вагоны». Экскурсионной площадкой выступает депо за железнодорожным вокзалом Самары. Туда и отправились недавно представители областной прессы, чтобы лично протестировать экскурсию-победительницу.

Путешествие вдвоем. Встречаемся на перроне

Вагонное депо, как выяснилось, это целый город в городе. Со своими путями, цехами, лабораториями, учебными классами и интерактивным музеем. Так что экскурсия требует хорошей физической формы, на маршруте накручивается не один километр. Мы увидели, как готовят к отправке в путь подвижные составы разного класса, в том числе сверхкомфортные, с душевой кабиной в каждом купе, и единственный на железной дороге страны «творческий» вагон с именными купе художников-авангардистов. Прошли в музейный состав, изготовленный в советское время в Риге. На таких вряд ли кому-то довелось ездить. Легким движением руки столик в купе трансформируется… в умывальник. Вот такой был дорожный комфорт на западных направлениях. Состав курсировал в Берлин. 

Экскурсантов ведут и в огромное помещение цеха по ремонту железнодорожной техники, и на автоматический моющий комплекс. Вы сами попробуете определить на звук повреждение колесной оси, а затем посидите в стилизованной кабине машиниста электровоза и попьете чайку из стаканов в знаменитых дорожных подстаканниках, конечно же, за вагонным столиком у окна, за которым открываются российские дали.

Страничка истории

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

Читайте также:

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации