Любовники природы. В Музее модерна открылась новая выставка

28.03.2021

133

Автор: Татьяна Гриднева

Фотограф: Екатерина Елизарова

Любовники природы. В Музее модерна открылась новая выставка

На этой неделе в Музее модерна, расположенном в доме Курлиной, открылась выставка «Любовники природы». 

Что такое модерн сейчас? Как он влияет на мироощущение самарцев? Кураторы выставки вместе с современными художниками попытались найти ответы на эти вопросы. 

На призыв музейщиков откликнулись многие деятели искусства Самары и Москвы. Знаменитый Фрол Веселый ради этого даже изменил свое имя на Флор. Ведь тема экспозиции — природа, которая в эпоху модерна стала действующим лицом творчества.

Любовники природы. В Музее модерна открылась новая выставка
Любовники природы. В Музее модерна открылась новая выставка

Не случайно внутри домов на стыке XIX и XX веков часто вешали вышитый «удар хлыстом» в виде изогнутой ветви плюща. Эту композицию, символизирующую изменчивость живого мира, брали за основу представители ар-нуво. Идеологи нового стиля призывали своих последователей стать любовниками природы. То есть постичь ее во всех проявлениях и воплотить в предметах искусства.

Любовники природы. В Музее модерна открылась новая выставка
Любовники природы. В Музее модерна открылась новая выставка

Кирилл Ермолин-Луговской представил на выставке обычную ветку. Он оформил ее в рамку и снабдил подсветкой. По его мнению, естественная красота живой ветви в данном контексте — символ модерна, который хотел увести зрителя от искусственных, застывших форм классицизма. Движимый схожими идеями Константин Зацепин принес на выставку окаменелость, найденную в Жигулевских горах. В породе отпечатались следы древней флоры и фауны. Таким образом, сама природа выступает в роли художника-творца. Николай Кислухин создал инсталляцию «Утроба». Это черный ящик с креслом для раздумий внутри. Автор напоминает: эпоха модерна — время многих научных и художественных открытий, плодами которых мы пользуемся до наших дней. Именно поэтому ее можно сравнить с местом, в котором формируется человек. Кирилл Гатаван украсил стены одного из залов акварелями и графическими работами. Некоторые из них напоминают полотна Бенуа и других художников Серебряного века. Другие демонстрируют собственный почерк самарца, увлеченного не только окружающей природой, но и фантастическими мирами других планет.

Любовники природы. В Музее модерна открылась новая выставка

Анастасия Альбокринова сделала статую из текстиля, напоминающую облик первых манекенщиц эпохи модерна — в свободно ниспадающем пальто, с тюрбаном на голове. Изображая женщину того времени, она использовала собственную одежду. Рядом с манекеном установлен экран, на котором Анастасия ее примеряет. Молодая художница Алена Медведева представила стенд с ключницами ручной работы. Они отделаны художественным стеклом и мозаикой. Девушка вдохновляется обликом архитектурных шедевров старой Самары. Ее витраж «Дом Новокрещенова» поражает сочетанием прозрачного и матового белого стекла и оттеняющими его вставками черного материала. Другая ключница — подобие парадных ворот особняка Курлиных. Причем дверцы открываются, и внутри загорается подсветка, как будто хозяйка приглашает войти в дом. На третьем изделии запечатлены золотые орхидеи, обвивающие потолок гостиной Александры Курлиной. Ключницы могут стать как музейными экспонатами, так и украшением современной квартиры. Подобные предметы будут напоминать о богатстве модерна на улицах нашего города. 

— Технология, в которой я работаю, называется фьюзинг, то есть запекание стекла при высоких температурах, — рассказала Медведева.
— Тема ключниц не случайно возникла в моем сознании. Как реставратор и архитектор я считаю, что модерн — это ключ к пониманию духа нашего города.

Любовники природы. В Музее модерна открылась новая выставка

Экспозиция будет открыта до 10 апреля (12+)

На выставке можно увидеть работы известных самарских и московских художников, среди которых Кирилл Гатаван, Фрол Веселый, Олег Захаркин, аут-группа «Муха», Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова, Илья Борзунов, Ирина Севостьянова, Анастасия Альбокринова, Николай Кислухин, Дарья Волкова, Катя Raek, Кирилл LPC, Рудольф Голубев, Кирилл Гуров, Анна Леденева, Илья Михеев, Дмитрий Тяпков, Алена Медведева, Саша Во, Никита Христосов, Кирилл Флегинский, Миша Горелов.

Страничка истории

В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С 31 марта по 14 апреля и с 11 июля по 1 октября 1895 года Горький работал редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец, продолжая эстафету, принятую от Горького. Он вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Город

Эскизы: самарцы могут проголосовать за 20 территорий, претендующих на благоустройство

Какие из них обновят уже в следующем году, решат сами горожане

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации